(Экспертиза. Василий Гурьянов) Икона «Спас Смоленский (Господь Вседержитель, с припадающими Преподоб | Аукционный дом Альтерс
(Экспертиза. Василий Гурьянов) Икона «Спас Смоленский (Господь Вседержитель, с припадающими Преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским)». Россия, Москва,  В.П. Гурьянов и мастерская (?), начало XX века.

Описание

Дерево, левкас, темпера.

Размеры: 31 × 26,4 × 3 см.

Состояние: в хорошей сохранности,в верхней части доски по центру гвоздевые отверстия от крепления повесочного устройства. Незначительные тонировки по утратам.

Экспертное заключение Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова, подписанное кандидатом искусствоведения Н.А. Мерзлютиной, зав. отделом экспертизы музея им. Андрея Рублева Ж.Г. Белик, художником-реставратором М.В. Казнов, директором Научно-исследовательской независимой экспертизой А.Л. Чвала, заверено заместителем директора Н.А. Гайдуковой.

Экспертное заключение Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова экспета Н.И. Комашко, подпись директора А.Л. Чвала.

На иконе представлен ростовой образ Господа Вседержителя, стоящего на подножии в виде алой вытянутой подушки с золотым узором. Левой рукой Спаситель поддерживает раскрытое Евангелие с начальными строками текста от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я…» (Мф. 11:28). Десница Иисуса Христа опущена, пальцы сложены в благословляющем жесте. На переднем плане по сторонам от Спасителя изображены молитвенно припавшие на колени преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский в монашеских одеяниях с непокрытыми головами.

Подобная иконография в русской традиции, получившая наименование «Спас Смоленский», восходит к ростовому образу благословляющего Господа с Евангелием в руках (Христа Халкитиса), известному по несохранившейся мозаике на главных воротах константинопольского императорского дворца (Халки). Специалисты полагают, что первая икона или фреска Спаса с коленопреклоненными святыми и ангелами с орудиями Страстей, появилась над Спасскими (Фроловскими) воротами Московского Кремля в память о взятии Смоленска 1 августа 1514 года Великим князем Московским Василием III, став, таким образом, Покровителем и Защитой главной резиденции Московских Государей. Интересно, что на некоторых произведениях, как и на представленной иконе, отсутствуют изображения ангелов с орудиями Страстей Господних. Примером подобного извода может служить образ храмовых размеров, написанный в конце XVII – начала XVIII века, из собрания ГИМ. Еще одним нюансом иконографии произведения является полностью симметричное изображение преподобных, написанных коленопреклоненными, но почти с прямыми спинами.

Такую особенность мы также встречаем в поздних памятниках московского письма.

Икона написана мастером на высоком художественном уровне в стиле, характерном для лучших московских мастерских конца XIX- начала XX века, организованных выходцами из Мстеры.

Лучшими московскими мастерскими, организованными мстёрцами, считались мастерские О.С. Чирикова, М.И. Дикарева и В.П. Гурьянова. Икона написана в неорусском стиле, чрезвычайно близком произведениям гурьяновской мастерской, главой которой была выработана характерная манера письма, сочетающая в себе творческое переосмысление наследия строгановских иконописцев конца XVI – начала XVII века и влияние господствующего в начале XX столетия стиля модерн. Личное представленной иконы написано чрезвычайно тонко, в технике отборки, по темно-коричневому санкирю, с мягкими притенениями, подрумянкой и бликами, моделирующими форму. Гармоничный колорит построен на сочетании светлых сине-зеленых и алых тонов с активным использованием золотопробельных разделок в одеждах.

В качестве стилистических аналогий произведению можно привести ряд примеров эталонных произведений В.П. Гурьянова. Очень близкий характер исполнения личного можно наблюдать в образе «Благоверный князь Александр Невский», написанным мастером, предположительно, в 1903 году (собрание В. Бондаренко). Поскольку представленная икона воспроизводит чтимую кремлевскую святыню, уместно вспомнить, что В.П. Гурьянов поновлял образы в соборах Московского Кремля, в том числе в Благовещенском соборе, в котором находится древний образ «Спас Смоленский, с притчами» (см. историческую справку и ил.3). В произведениях мастера неоднократно встречается и сам образ Московского Кремля. Примером может служить икона «Святитель Николай Чудотворец, преподобный Михаил Малин, мученица царица Александра и святитель Алексий, митрополит Московский, в молении иконе Богоматери Федоровской» (собр. А.В. Дадиани, Кроме того, В.П. Гурьяновым выполнялись списки с чтимых московских святынь, в частности, образ Господа Вседержителя (Спаса Москворецкого) (собрание В. Бондаренко)°. Икона была написана в столичной мастерской Василия Павловича Гурьянова при участии самого мастера и обладает исторической и музейной ценностью.

Историческая справка. Василий Павлович Гурьянов (1866, 1867 или 1868 годы,Мстёра; 1920?) – знаменитый иконописец, реставратор и коллекционер; владелец иконописной мастерской в Москве. Учился в Мстёре у известных мастеров, в частности, у А.И. Цепкова.

В 1890 году переехал в Москву, основав в первопрестольной свою

мастерскую. В 1905 году получил звание «поставщика двора Его Императорского Величества», а с 1912 года стал придворным иконописцем. Его дочь Зоя была крестницей императора Николая II. Важными вехами в творчестве мастера стала реставрация иконы Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная» в 1904-1905 годах, копирование древних икон для Лицевого иконописного подлинника, изданного Н.П. Кондаковым, а также реставрация древних образов в Успенском, Благовещенском и Верхоспасском соборах Московского Кремля. На сегодняшний момент в музейных, церковных и частных собраниях известны около полусотни подписных икон В.П. Гурьянова. Среди характерных художественных особенностей, присущих художнику и его мастерской, специалисты отмечают высокий профессиональный уровень, ориентацию на древние образцы, влияние стиля модерн, использование традиционной иконографии, миниатюрность письма, характерный колорит (преобладание оливковых и охристых тонов в сочетании с холодными голубыми оттенками), использование приема отборки в моделировке личного, тонкий изящный ассист, исполнение полей «на эмалевое дело»; наличие зачастую дублированной основы с врезными встречными шпонками, ковчега и т.д. По мнению исследователей (в частности И.В. Сосновцевой), произведения В.П. Гурьянова и его мастерской отличаются от других московских мастерских, организованных выходцами из Мстёры, стилистическим и технологическим разнообразием®.

. Мастерская Василия Павловича Гурьянова в конце XIX – начале XX века

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться