(Экспертиза) Икона «Воскресение Христово, с 12 праздниками». Россия, Владимирские иконописные центры | Аукционный дом Альтерс
(Экспертиза) Икона «Воскресение Христово, с 12 праздниками». Россия, Владимирские иконописные центры, Холуй, вторая половина XIX века.

Описание

Дерево, левкас, темпера.

Размеры: 75 х 61 х 3,5 см.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, коробление основы, тонировки по утратам.

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова эксперта, ведущего научного сотрудника Музея «Новый Иерусалим», кандидата искусствоведения Н.А. Мерзлютиной.

В центре композиции иконы изображено Воскресение Христово, представленное как Сошествие во ад и Восстание от гроба.

Вокруг средника расположены 12 клейм с праздниками: 1) Рождество Богоматери; 2) Введение во храм; 3) Благовещение; 4) Рождество Христово; 5) Сретение; 6) Богоявление;

7) Вход в Иерусалим); 8) Преображение; 9) Вознесение; 10) Троица Ветхозаветная; 11) Успение пресвятой Богородицы; 12) Воздвижение Креста Господня.

Представленная на экспертизу икона относится к одной из самых распространенных в русской иконописи XIX века иконографий, изображающей основные церковные праздники годового круга. Иконы, на которых в центре представлено Воскресение Христово в виде Сошествия во ад, а в клеймах – основные праздники (т.н. «Полницы») известны с конца XVI века. B XVII столетии сложилась иконография Воскресения Христова, представленного в событийном (Восстание от гроба) и символическом (Сошествие во ад) вариантах. Фигура Спасителя, таким образом, изображена дважды на одной оси в мандорле славы. В центре композиции написано шествие праведников в рай, где их встречает благочестивый разбойник. Композиция также включает дополнительные сцены, иллюстрирующие события, последовавшие за Воскресением Христа: в верхнем левом углу изображены Жены-Мироносицы у Гроба Господня, перед которым восседает Ангел, в нижнем правом углу – Явление Христа апостолам на море Тивериадском. Эта схема была разработана во второй половине XVII столетия благодаря творчеству иконописцев Ярославля, Костромы и Ростова Великого и стала очень популярна у мастеров Центральной России и Поволжья в Новое время’.

Особенно распространена эта иконография была у мастеров Владимирских иконописных сел – Палеха, Мстёры, Холуя, Вязников и т.д. Икона написана в упрощенной манере в стилистике, характерной для иконописания холуйских мастеров. Фигуры представлены в обобщенной манере, схематично. Личное выполнено монохромно желто-коричневыми охрами. Колорит построен на сочетании охристых, коричнево-оливковых и красно-синих тонов. Аналогией представленному на экспертизу образу может служить икона «Воскресение – Сошествие во ад, со Страстями и Праздниками» из Государственного музея холуйского искусства, написанная в XIX веке. Еще одии пример – икона «Воскресение Христово с праздниками и Страстями Христовыми» второй половины XIX века, из собрания ГосНИИР.

Икона имеет историко-культурное и коллекционное значение.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться