(Экспертиза) Икона «Святой Иоанн Предтеча, со святым мучеником Феодотом Анкирским». Россия, Гуслицы, | Аукционный дом Альтерс
(Экспертиза) Икона «Святой Иоанн Предтеча, со святым мучеником Феодотом Анкирским». Россия, Гуслицы, вторая четверть XIX века.

Описание

Дерево, левкас, темпера, золочение.

Размеры: 35,7 х 31 х 2,5 см.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.

Экспертиза НИНЭ имю П.М. Третьякова эксперта, ведущего научного сотрудника Музея «Новый Иерусалим», кандидата искусствоведения Н.А. Мерзлютина, с подписью А.Л. Чвалы.

На иконе представлено поясное изображение святого Иоанна Предтечи – последнего ветхозаветного пророка, крестившего Спасителя в Иордане. Память святого празднуется несколько раз в году и связана с различными событиями его жизни и почитания: Зачатие Иоанна Предтечи (6 октября), Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), Собор Иоанна Предтечи 20 января). Отдельно Церковь чтит также Усекновение (11 сентября) и Обретения честной главы Иоанна Предтечи и т.д.

Фигура святого Иоанна Предтечи представлена в легком развороте, со склоненной в левую сторону головой. Святой Иоанн одет в милоть (одежду из верблюжьего волоса) и перекинутый через левое плечо сине-зеленый плащ. В руках Крестителя потир – жертвенная чаша – с изображенным в ней Младенцем Иисусом, на которого святой Иоанн Предтеча указывает как на путь спасения, в левой руке – свиток с текстом из Евангелия от Иоанна …Азь видехь и свидетельствовать о немь, яко сей есть Агнець Божий, вземляй грехи всего мира» (Ин. 1:34). Икона входила в небольшой деисусный чин, состоявший из трех образов: Спасителя, богоматери и святого Иоанна Предтечи. Деисус – композиция в иконописи, выражающая дею заступничества святых перед Спасителем (в переводе с греческого означает «моление»). огрудные или оглавные изображения Богоматери и святого Иоанна Предтечи в молении перед Спасителем известны с византийского периода, они помещались над входом в храм или

ітарь.

Поясные или погрудные изображения Богоматери и святого Иоанна Предтечи в молении Спасителю, написанные на отдельных досках, были популярны в Новое время, особенно в старообрядческой среде ( XIX век, Частное собрание, ил. 1)’.

На правом поле иконы представлено изображение святого Феодота Анкирского, принявшего мученическую кончину за Христа в начале IV века, во время гонений римского императора Диоклетиана. Дни памяти мученика Феодота отмечаются Русской Православной Церковью 31 мая, 20 июня и 20 ноября по новому стилю. Образ святого, изображенного в киоте с кокошникообразным завершением, связан, по всей видимости, с пожеланием заказчика, чьим небесным покровителем являлся мученик Феодот Анкирский.Стиль иконы позволяет связать ее происхождение со старообрядческой средой, о чем свидетельствует подстаринная манера иконописи и бытовавшее в среде староверов древнее написание имени Спасителя «IC» «ХС» над Младенцем в жертвенной чаше. Личное письмо выполнено в графичной манере с подчеркнутой ориентацией на древние образы. Тщательно прописаны жесткие линии складок на лике святого Иоанна Крестителя, в то же время как выполненные более темным цветом разделки локонов и пряди овечьей шкуры выписаны в гораздо более мягкой манере. Также тонко исполнены золотопробельные складки плаща святого. Колорит произведения построен на сочетании красного, темного сине-зеленого и разных оттенков охры. Образ выполнен на желтовато-охристом фоне в обрамлении коричневато-оливковых полей. Лузга, отделяющая ковчег, оформлена сине-красной линией.

Подобное колористическое решение, а также отдельные детали (такие как, сложное оформление выделенной красным цветом и украшенной узором укрупненной заглавной буквы «А» в начале текста на раскрытом Евангелии, а также сам текст, написанный витиеватой вязью) позволяют связать происхождение образа со старообрядческим центром Гуслицы, находящимся на юго-востоке Подмосковья. Гуслицы славились не только иконописью, медным литьем, но и книгописанием, а также богатым декоративным оформлением книг.

Примером близкой стилистики представленной на экспертизу иконы может служить образ

«Святой Иоанн Предтеча» , выполненный во второй половине XIX века (Собрание русских икон. Печчоли, Италия, на полях которого также изображены избранные святые. В более правильных общих пропорциях исследуемого произведения, вытянутой фигуре мученика Феодота Анкирского чувствуется влияние стиля классицизм, которое существовало в провинциальной иконописи всю первую половину XIX века. Написание имени святого, помещенное в двух круглых красных медальонах, также находит аналогии в гуслицких письмах. Примером может служить образ «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, со сценами жития» , написанный мастером Симеоном Ивановым из дер. Куровское в 1831 году, о чем сообщает надпись, помещенная в круглом красном медальоне на нижнем поле. Близкие по характеру изображения святых воинов, облаченных в доспехи и представленных на фоне розовых киотцев с килевидными завершениями, можно наблюдать на иконе » Семь спящих отроков Ефесских», выполненной в 1831 году иконописцем Исидором Шитковым из дер. Авсюнино (Частное собрание, ил. 4)4. Приведенные аналогии позволяют датировать представленное произведение второй четвертью XIX столетия.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться