(Экспертиза) Икона «Богоматерь Корсунская». Россия, Москва, Традиция оружейной палаты, XVII-XVIII ве | Аукционный дом Альтерс
(Экспертиза) Икона «Богоматерь Корсунская». Россия, Москва, Традиция оружейной палаты, XVII-XVIII века.

Описание

Дерево, левкас, темпера.

Надпись на обороте: Бр. – Фроловымъ – 9 Август(а).

Размеры: 36 х 30,7 см.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.

Экспертиза НИНЭ им. П.М. Третьякова эксперта, ведущего научного сотрудника художественного отдела Музея «Нового Иерусалима» Н.А. Мерзлюкина, заверенная директором А.Л. Чвалой.

На иконе представлен образ Богоматери Корсунской или Ефесской (день празднования 9/22 октября). Этот Богородичный извод, относящийся к типу «Умиление», по традиции считается одним из самых древних, почитаемых на Руси, а первоначальный образ приписывается святому евангелисту Луке. По преданию, один из списков с древней иконы святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев в 988 году, оттуда она попала в Новгород, а затем в Москву, в Кремлевский Успенский собор. Другой список был принесен на Русь из Греции в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой, сначала находился в Полоцке, а затем в Торопце.

В Новое время в России почиталось множество местночтимых списков Богоматери Корсунской, наиболее известные из которых находились в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, в Спасо-Евфросиниевом монастыре в Суздале, два списка в Нижегородских землях: в Благовещенском Нижегородском монастыре и в Шарпанской обители Семеновского уезда. Второй из них ежегодно приносился в Нижней Новгород для всенародного поклонения после того, как от него чудесным образом исцелился нижегородский архиепископ Питирим. В Угличе в 1730 году был построен храм в честь Богоматери Корсунской для почитаемого списка с чудотворного образа. На северо-восточной Украине распространено почитание образа Богоматери «Корсунская Шпилевская (Прозренная)», выполненного мастером XVIII столетия на железе и закрытого драгоценным окладом. Многие годы эта икона находилась в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Сумы, откуда была недавно похищена?

Древнейшие списки оплечного образа Богородицы с прильнувшим к Её щеке Младенцем, держащим свиток, за которыми закрепилось название «Богоматерь Корсунская», относятся лишь к рубежу XVI-XVII веков, при этом встречаются образы Богоматери Корсунской в прямом и обратном изводе. Исследовавшая эту богородичную иконографию Е.М. Саенкова выделила две большие группы икон, имеющих название «Богоматерь Корсунская». Представленный на экспертизу образ относится к первой группе, среди памятников которой бытует не оплечный, как обычно, а погрудный извод Пресвятой Богородицы. К этой группе относится вологодская икона последней трети XVI века из Николаевской церкви в с.Кувшиново Вологодского у., хранящаяся во Вологодском ГИАХМЗ столичная икона 40-х годов XVI века, Музей Русской иконы, Москва (ил.2); вологодская икона второй четверти XVI века из Архиерейского дома в Вологде, хранящаяся в Вологодском ГИАХМЗ (ил.3). По своему изводу представленный на экспертизу образ ближе всего иконе, выполненной в 1708 году мастером А.И. Квашниным и хранящейся в частном собрании (ил.4). На ней край руки и пальцы Пресвятой Девы сложены характерным образом – мизинец левой загнут, а безымянный слегка согнут. Совпадает также наличие свитка в правой руке Богомладенца. Из отличий

– взор Божьей Матери направлен на предстоящих, а не на Младенца, как на исследуемой иконе и образ «оплечный», усеченный. Еще один образ этой иконографии, близкий по стилистике произведению, созданному А.И. Квашниным – «Корсунская икона Богоматери, с равноапостольными царями Константином и Еленой на полях», хранится в собрании музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Произведение выполнено на рубеже XVII-XVIII века в стиле, характерном для творчества лучших мастеров Оружейной палаты (ил. 5)°.Судя по стилю, представленная на экспертизу икона выполнена в конце

XVII – начале XVIII века высокопрофессиональным мастером, знакомым с художественной традицией Оружейной Палаты. В XVIII столетии почитание Корсунской иконы Богоматери получило широкое распространение и в России были явлены несколько списков с древнего чудотворного образа, о чем было сказано выше. Икона написана в живоподобной манере. Личное выполнено коричневыми охрами с активной подрумянкой. Черты ликов обведены энергичными коричневыми линиями и подчеркнуты выбелами. Надпись на обороте «Бр. – Фроловымь – 9 Август» сообщает о передаче иконы в мозаичную мастерскую Братьев Фроловых , скорее всего, для воспроизводства в мозаике.

Икона выполнена московским мастером в конце XVII – начале XVIII века в традициях Оружейной Палаты. Имеет историко-музейное и коллекционное значение. Вследствие редкого варианта иконографии представляет научный интерес.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться