(С экспертизой. «Чарка вина прибавит ума«) Штоф и четыре чарки на подносе (прибор для вина). Россия, | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой. «Чарка вина прибавит ума«) Штоф и четыре чарки на подносе (прибор для вина). Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод, автор проекта - В. И. Сычугов, 1870-е годы.

Описание

Стекло бесцветное, выдувание, роспись эмалями и золотом по пасте, кабошоны цветного стекла.

Размеры: штоф: высота – 26,2 см, основание 10х8,2 см; поднос: 23,1х23,3 см; чарки: высота 5,5 см диаметр основания – 4,2 см, с ручкой 7,6 см.

Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, мелкие сколы, на чарке реставрация и трещинки под ручкой, склейка ручек двух чарок.

Историко-культурная атрибуционная консультация заведующей отделом керамики и стекла Исторического музея, эксперта по культурным ценностям Е.П. Смирновой.

Набор создан на Императорском стеклянном заводе в Санкт-Петербурге в 1870-х годах. Изделие относится к числу уникальных стеклянных произведений периода «историзма», который в русском декоративно-прикладном искусстве к 1870-м годам переживал расцвет. На Императорском стеклянном заводе в это время велись эксперименты по освоению новых технологий стеклоделия и техник декорирования стекла, благодаря которым предприятие демонстрировало в ассортименте своей продукции широчайшую «палитру стилей».

Среди поразительного многообразия стилистических реминисценций, ведущее место занимали произведения в «русском стиле». Поиски «национальной ноты» были наиболее последовательными в отечественном прикладном искусстве второй половины XIX века. Эти поиски развивались по двум линиям: одна была ориентирована на современное крестьянское искусство, другая – на древнерусское и византийское искусство. Самым видным представителем «древнерусского» и «византийского» направления по праву считается архитектор И.А. Монигетти, который плодотворно работал в области декоративно-прикладного искусства и создал самые яркие и масштабные проекты сервизных изделий для Императорских фарфорового и стеклянного заводов. Художественное решение рассматриваемого набора выполнено именно в стиле «древнерусского» направления; в нём мастерски использованы и древнерусские формы (чарки, штоф), и мотивы пышной и сложной орнаментальной «плетёнки», и имитирующие рубин, сапфиры и изумруды капли цветного стекла.

Прямой аналог представленного набора хранится в собрании Государственного Эрмитажа. Подробная атрибуция и история бытования изделия изложена в книге Т.А. Малининой Императорский стеклянный завод ХVIII – начала ХХ века (СПб., 2009. С.253-255, 259). Т.А. Малинина, внимательно изучавшая данное произведение, считает автором проекта архитектора В. Сычугова. Т.А. Малинина также приводит сведения об экспонировании прибора из собрания ГЭ на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге. Набор для крепких напитков представляет историко-художественную и музейную ценность.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться