Бронза, литье, чеканка, монтировка, темно-коричневая тонировка.
Клейма: на склоне позема в литье – факсимиле подписи скульптора «ЛЪПИЛЪ Е.ЛАНСЕРЕ», марка литейщика – «Ф.ШОПЕНЪ», круглый штамп права на художественную собственность от министерства финансов с датой «ОТЪ М.Ф./1879/ НА. 10. ЛЪТЪ.».
Размеры: 51,5х48х18,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, потертости, следы окисления.
Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.
Модель представлена в Альбоме моделей скульптора, хранящемся в Государственном историческом музее: Л.А. Дементьева. Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей. М.2011. С. 154-155.
Автор произведения – известный русский скульптор Евгений Александрович Лансере (1848 – 1886), замечательный мастер сюжетной пластической миниатюры.
Юрист по образованию, Лансере учился пластическому искусству самостоятельно, посещая классы Академии Художеств и мастерские скульпторов, изучал бронзолитейное дело на фабриках парижских бронзовщиков. Более сотни работ, оставшихся итогом недолгого творческого пути Е.А. Лансере, делятся на несколько тематических циклов. Среди них этнографические штудии России и Малороссии; сцены мирной и военной жизни Кавказа;
«сельская» анималистика; исторический, охотничий и спортивный жанр.
Данная модель входит в серию образов Арабского Востока, к которым мастер нередко обращался начиная с 1877 года. В 1883 году Е.А. Лансере предпринял путешествие в Алжир, откуда вывез множество этнографических материалов. Однако работы 1870-х годов создавались скульптором только по изобразительным материалам и по воображению, вдохновлялись его живым интересом к экзотической Аравии и, главное, к восхищавшему скульптора образу породистого арабского скакуна.
Непосредственным же импульсом к созданию работы для Лансере послужило произведение его коллеги – французского скульптора-анималиста Изидора Бонёра, которое он мог видеть на выставках Парижского Салона в середине 1870-х годов. Скульптура И. Бонёра – «Арабский всадник с двумя львятами» (выставочная отливка которой хранится ныне в Музее Орсэ) – произвела на русского скульптора особое впечатление своим необычным сюжетом и выразительным жестом арабского охотника, высоко поднявшего рукой пойманного львенка. Именно этот мотив и перенял для своей скульптуры Е.А. Лансере. В остальном же русский мастер значительно переработал французский образец.
Так, в скульптуре Лансере этнографическая основа глубже: более точно воспроизведен костюм героя и сбруя лошади, точно смоделирован эталон арабской породы.
В списках к «Свидетельству Императорской Академии Художеств о праве художественной собственности от 22.04.1893 г.» эта композиция значилась как «Арабы на лошади, возвращающиеся с львиной охоты». В каталоге итоговой выставки произведений Е.А. Лансере 1886 года, а также в списке его работ, составленном бароном Н.Н. Врангелем для «Истории русского искусства», скульптура фигурировала под сокращенным названием «Возвращение с охоты».
В прейскуранте бронзолитейной фирмы Ф.Ю. Шопена, первой отлившей эту модель Лансере, дано уточняющее название модели во французском переводе: «Arabe au lonceaux» («Араб со львятами»).
Выполненная Е.А. Лансере модель этого произведения впервые была отлита в крупнейшем российском бронзолитейном «заведении», работавшем с 1842 года и принадлежав-шем Феликсу Юлиановичу Шопену.
Одной из первых в России, с 1850-х годов, фабрика приступила к систематическому моделированию и литью декоративной кабинетной пластики по моделям известных российских скульпторов. Заключив в 1871 году договор о сотрудничестве с Е.А. Лансере, Шопен пользовался исключительным правом десятилетнего тиражирования всех его работ, что подтверждалось особым знаком в виде крупного штемпеля на каждой шопеновской отливке по моделям Лансере. В итоге этим бронзовщиком было отлито более 60-ти моделей скульптора. Впоследствии права собственности на многие скульптуры Лансере перешли к преемникам Ф.Ю. Шопена.
Данное произведение также маркировано клеймом шопеновской фабрики. Однако особенности его литья и характер фактуры могут свидетельствовать, что матричной моделью для литья данного памятника послужила не авторская шеф-модель скульптуры, но одна из ее тиражных отливок, выполненных на фабрике Ф.Ю. Шопена. Такая технология называется «литье по отливке».
Данное произведение относится к наиболее монументальным, ярким и зрелищным образам Е.А. Лансере. Скульптура маркирована подписью автора и литейщика модели, отличается качественным художественным и техническим уровнем исполнения, обладает несомненной художественной, антикварной и коллекционной ценностью.