Бронза, литье, чеканка, патинирование, монтирование.
Клейма: факсимиле подписи скульптора «Е.ЛАНСЕРЕ» , марка литейщика «Н. Штанге.«
Размеры: 30,5х18х17,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, пятна окислов, царапины.
Автор произведения – известный русский скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), замечательный мастер сюжетной пластической миниатюры, последователь П.К. Клодта и Н.И. Либериха на их пути к реалистической отечественной скульптуре. Юрист по образованию, Лансере учился пластическому искусству самостоятельно, посещая классы Академии Художеств и мастерские скульпторов, изучал бронзолитейное дело на фабриках парижских бронзовщиков. Более сотни работ, оставшихся итогом недолгого творческого пути Е.А. Лансере, делятся на несколько тематических циклов. Среди них – этнографические штудии России и Малороссии; сцены мирной и военной жизни казачества и народов Кавказа; экзотика арабского Востока; «сельская» анималистика; охотничий, спортивный и исторический жанр.
Среди множества всадников, воинов и других разнообразных фигур и групп мастера выделяются также и его утилитарные предметы – настольные чернильницы, письменные приборы, парные подсвечники и канделябры, кабаре, лотки, – выполненные в скульптурных формах.
Обращаясь к старинной традиции скульптурного решения репрезентативных бытовых предметов (бронза рококо, классицизма, ампира), Лансере великолепно воплощает ее в новой, реалистической стилистике и применительно к отечественным сюжетам и персонажам.
Так, еще в 1875 году, скульптор создал свой большой ансамбль репрезентативного убранства письменного стола, посвященный крестьянскому труду – и на селе, и в городе. Поз-же им был выполнен небольшой комплекс из чернильницы и подсвечников по мотивам
сказки П. П. Ершова «Конек – горбунок» и, наконец, – данный памятник, также иллюстрирующий литературное произведение – поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Изображая сказочных персонажей, скульптор выстраивает совершенно неожиданную композицию, в которой подставкой для волшебной головы-чернильницы с крышкой-шлемом служит ее пышно развернутая длинными прядями пластичная борода, приспособленная также и как лоток для карандашей и перьев. Маленькая отточенная конная фигурка Руслана в полном вооружении задает масштаб чудовищному созданию и под-черкивает его живую убедительность.
В списках работ Лансере, приложенных к «Свидетельству Императорской Академии Художеств о праве художественной собственности от 22.04.1893 г.», дано авторское название этого письменного прибора: «Голова (Руслан и Людмила) (Чернильница)».
В прейскуранте бронзолитейной фирмы ф.Ю. Шопена, первой отлившей модель Лансере, предмет указан по-французски просто как «Чернильница Руслан». В списке работ скульптора, составленном бароном Н.Н. Врангелем для «Истории русского искусства», чернильница фигурировала под названием «Руслан и волшебная голова».
В 1870 году Е.А. Лансере заключил договор с бронзолитейной фирмой ф.Ю. Шопена об исключительном праве тиражирования своих работ в течении десяти лет. По окончании этого срока (уже после смерти скульптора), право на воспроизведение моделей Лансере было приобретено наиболее известными российскими фабрикантами художественной бронзы, среди которых – К .Берто, А. Моран и К.Ф. Верфель.
В числе нескольких работ Лансере, данная скульптурная модель отливалась также и в петербургском бронзолитейном «заведении», принадлежавшем Николаю Фёдоровичу Штанге. Фабрика была приобретена владельцем еще в 1845 году и развернута в круп-нейшее предприятие по выпуску бронзовых часов и осветительных приборов – люсто и канделябров, карсельских, «лучезарных» и фотогенных ламп. Бронзовая продукция Н.Ф. Штанге выставлялась и премировалась на многих Всероссийских и международных Промышленных выставках (Лондон 1851 г., Париж 1864 г., Копенгаген 1888 г.), украшала императорские дворцы в Петербурге и его окрестностях. С 1893 года фабрика переходит к новому владельцу, зятю Штанге Адаму Мельцеру, но сохраняет прежнюю марку «Н. Штанге». С тех пор ведущее место в ассортименте изделий предприятия занимает бронзовая художественная пластика. Определяющим фактором этой новой специализации стало приобретение права на тиражное воспроизведение кабинетной скульптуры Е..Лансере у наследницы бронзовщика Ф. Шопена. Из множества работ мастера фабрика «Н. Штанге» отливала в основном лучшие и наиболее репрезентативные его модели, среди которых «Табун киргизских лошадей», «Сокольничий Ивана Грозного», «Илья Муромец»; в этот ряд вошла и данная композиция «Руслан и волшебная голова».
Миниатюра Лансере представляет замечательное произведение русского декоративно-прикладного искусства XIX столетия; отливки чернильницы встречаются достаточно редко, и поэтому высоко ценятся.
Работа маркирована факсимильной авторской подписью и клеймом бронзовщика, отличается высоким художественным и техническим уровнем исполнения, полностью сохраняет своё функциональное назначение. Памятник обладает большой художественной, антикварной и коллекционной ценностью.