(С экспертизой. Лансере) Скульптура «Возвращение с охоты» или «Доезжачий с борзыми». Россия, Санкт | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой. Лансере) Скульптура «Возвращение с охоты»  или «Доезжачий с борзыми».  Россия, Санкт-Петербург, модель скульптора Е.А. Лансере, 1870; отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена,  1870-1880-е годы.

Описание

Бронза, литье, чеканка, патинировка, монтирование.

Клейма: факсимиле скульптора и дата “Е. Лансере. 1870”; марка литейщика – “Ф.ШОПЕНЪ”, круглый штемпель права на художественную собственность от Министерства Финансов “ОТЪ М Ф // Л.Ш.// НА 10 ЛЕТЪ”, а также штамп компании Tiffany & Co. на задней поверхности плинта.

Размеры: 25,5х25х16 см.

Сохранность: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, потертости.

Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.

Автор произведения – известный русский скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), замечательный мастер сюжетной пластической миниатюры, последователь и на их пути к реалистической отечественной скульптуре. Юрист по образованию, Лансере учился пластическому искусству самостоятельно, посещая классы Академии Художеств и мастерские скульпторов, изучал бронзолитейное дело на фабриках парижских бронзовщиков. Более сотни работ, оставшихся итогом недолгого творческого пути Е.А. Лансере, делятся на несколько тематических циклов. Среди них – этнографические штудии России и Малороссии; сцены мирной и военной жизни казачества и народов Кавказа; экзотика арабского Востока; “сельская” анималистика; охотничий, спортивный и исторический жанр.

Уникальность данного произведения состоит в том, что эта композиция – одна из самых первых по времени из известных отлитых в бронзе работ знаменитого скульптора.

В этом произведении ясно ощутимо начало того творческого пути, на котором Е.А. Лансере достиг выдающихся успехов. Помимо нового образного ряда, сочетающего бытовой и анималистический жанр, «Возвращение с охоты» привлекает новаторским для русской скульптуры XIX столетия реалистическим подходом к изобразительному мотиву.

Скульптура представляет характерную картину традиционной русской псовой охоты с ее основными героями: охотником – доезжачим и русскими борзыми – гордостью отечественного охотничьего собаководства.

Мастерство пластики молодого автора сказывается в ювелирной передаче деталей изображения, в анатомически безупречной моделировке фигур человека и лошади. С особой точностью передана в лепке и литье фактура различных поверхностей: пряди конской гривы, мохнатая шерсть собак и мягкий мех лисицы, ремни и пряжки сбруи.

В списках к “Свидетельству Императорской Академии Художеств о праве художественной собственности от 22.04.1893 г. ” скульптура именуется не вполне точно «Возвращение с охоты. Доезжачий и двое борзых»; в торговом каталоге бронзолитейной фирмы Шопена – краткое название дано по-французски: «Chasseur au retour»

(«Возвращение охотника»).

Тем же 1870-м годом датируется и композиция Лансере, парная данной работе: «Отправление на охоту, доезжачий на коне и пять собак».

Скульптурная группа отлита в крупнейшем российском бронзолитейном “заведении”, около половины столетия принадлежавшем Феликсу Юлиановичу Шопену. В 1842 году Шопен вступил во владение мастерской Герена, работавшей на 25-й линии Васильевского острова и сотрудничавшей с парижской фирмой Жюльена Шопена, отца Феликса. Вплоть до начала XX века предприятие производило кабинетную бронзу, часы и освети-тельные приборы высокого художественного уровня, выполняя престижные государственные заказы на оформление соборов и императорских дворцов обеих столиц.

Свою продукцию фирма Шопена продавала в собственных магазинах на Большой Морской в Петербурге и на Тверской улице в Москве. Ф.Ю. Шопен выступал непременным участником Художественно-Промышленных выставок в России и за рубежом: сперва как экспонент и призер, а с 1882 года – как член экспертной комиссии по отделу фабричных и ремесленных изделий из металлов.

Одной из первых в России, с 1850-х годов, фабрика приступила к систематическому моделированию и литью декоративной кабинетной пластики, портретной и монументальной скульптуры. Среди отечественных мастеров, сотрудничавших с бронзолитейным предприятием Шопена, можно назвать Н. Жака, М.А. Чижова, в. П. Крейтана, П.А. Самонова и других.

Заключив договор о сотрудничестве с Е.А. Лансере, с 1870 года Шопен пользовался исключительным правом десятилетнего тиражирования всех его работ. В итоге этим бронзовщиком было отлито более 60-ти моделей скульптора. Данная скульптура – одна из самых первых отливок многолетнего творческого союза Е.А. Лансере и Ф.Ю. Шопена.

Памятник датирован, маркирован факсимильной авторской подписью и клеймом литейщика, отличается высоким художественным и техническим уровнем исполнения, находится в хорошем состоянии сохранности и обладает большой коллекционной, художественной и антикварной ценностью.

Tiffany & Co — известнейший ювелирный брэнд. За время существования Tiffany завоевала больше наград на всевозможных выставках, чем кто-либо в ювелирном бизнесе. Только в Чикаго (1893) на Всемирной выставке предприятие получило небывалое количество – 56 медалей. Tiffany & Co символизирует бриллиантовый блеск роскоши, престиж, хороший современный вкус. Популярность фирмы — заслуга ее основателя Чарльза Льюиса Тиффани с его безупречным деловым чутьем, смелой коммерческой стратегией, творческим подходом ко всем аспектам бизнеса. Именно он упрочил в своей организации непременные требования к превосходному качеству и дизайну изделий, безупречной чистоте и лучшей в стране огранке камней.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться