Стекло прозрачное, нацвет внешний «золотой рубин», выдувание, роспись золотом и серебром, резьба, позолота.
Размеры: диаметр 18 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.
Экспертное заключение специалиста в области исторического русского и зарубежного стекла, член НОЭКСИ Долгих Е.В.
Как известно из документальных источников, на Первой Всероссийской выставке, которая была устроена в 1829 году в Петербурге, среди экспонатов Императорского стеклянного завода наиболее впечатлили изделия «нового изобретения покрытые алым» (Описание первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывших в Санкт-Петербурге в 1829 г. СПб.: 1829 г. С. 208). Стекло «золотой рубин» изысканного алого цвета производилось на Императорском заводе с 1780-90х годов благодаря рецептуре, разработанной М.В.Ломоносовым.
Окрашенное в массе коллоидным методом с использованием золота в процессе варки, оно было довольно дорогим. В начале XIX века цветное стекло, в том числе и «золотой рубин», на короткое время утратило популярность, которая возобновилась в 1820-х годах. Как свидетельствуют обозреватели выставки «цветные хрустальные вещи, которые вышли было из употребления, …ныне опять в большой моде».
Императорский завод приступает к изготовлению «золотого рубина», применяя это дорогое стекло в качестве покрытия (нацвета) бесцветной основы. На следующей выставке среди императорской продукции находились цветные тарелки, в том числе и с алым покрытием, расписанные золотом (Указатель произведений Отечественной промышленности на
Выставке 1833 г. в СПб. СПб: 1833. С.92 – 93). В этот период другие отечественные предприятия, даже такие крупные как Бахметевский (осн. в 1764 г.) и Мальцовские (Гусь-Хрустальный осн. в 1756 г., Дятьковский – в нач. 1790х гг.) заводы не изготавливали стекло с алым покрытием, что позволяет связывать тарелку с императорскими изделиями. Это предположение поддерживает и орнаментальный декор тарелки.
Как известно, Императорские Фарфоровый и Стеклянный заводы работали в тесном контакте, нередко мастера живописного цеха ИСЗ повторяли на стекле элементы орнаментальных композиций росписи фарфора. Например, в 1820х годах широко распространился декор в виде изысканных веточек и стилизованных цветков (розеток). Подобные классицизированные мотивы, которые доминируют в росписи фарфора 1800 – 1840х гг., встречаются и в художественном оформлении стекла. Варианты этого растительного орнамента украшают данную тарелку.
Тарелка находится в хорошей сохранности, обладает историко-художественной, музейной и антикварной ценностью.