Бронза, литье, чеканка, коричневая патинировка, монтирование.
Клейма: на поземе – «ЛЪП. ГРАЧЕВЪ»; на тыльной стороне – «FABR. C.F. WOERFFEL // S.PETERSBURG».
Размеры: 30,5х29,5х12 см.
Сохранность: в хорошей сохранности,е следы бытования.
Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.
Произведение принадлежит авторству Василия Яковлевича Грачева (1831-1905), скульптора-самоучки, пришедшего в искусство из ремесленной среды. Грачев учился у придворного чеканщика В. Андреева, затем работал модельщиком в крупнейших серебряных мастерских Петербурга – у Смирнова, Овчинникова, Сазикова и Хлебникова. Особую известность В.Я. Грачеву принесла его бронзовая пластика, созданная на фабрике К.Ф. Верфеля. Обычным художественным методом Грачева была переработка композиций, тем и сюжетов кабинетной скульптуры Е.А. Лансере, отливавшейся в эксклюзивном порядке на бронзовой фабрике Ф. Шопена. В данном случае импульсом для создания грачевской работы стал комплекс из трех произведений Лансере, иллюстрировавших исторический роман графа А.К. Толстого «Князь Серебряный» – фигуры знаменитого сокольничего, опричника и старого боярина. Но в отличие от большинства композиций Грачева, выполненных по мотивам произведений Е.А. Лансере и являющихся по сути копийными, данная скульптура представляет самобытный образ. В основе сюжета здесь лежит графическое произведение – большой многофигурный рисунок В.Г. Шварца, талантливого русского исторического живописца. В рамках серии сюжетов из российской истории XVI столетия Шварц выполнил композицию «Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте» (1868 г. ГТГ).
Эта работа Шварца настолько привлекла Грачева, что он создал большую скульптурную группу, представляющую старинный охотничий обряд с участием царя Ивана Васильевича.
Композицию «Боярин-воеводы» бесспорно можно отнести к лучшим моделям В.Я. Грачева. Как и абсолютное большинство грачевских скульптур, данное произведение маркировано клеймом петербургской камнерезной и бронзолитейной фабрики прусского, а с 1893 года – российского подданного, купца 2ой гильдии Карла Федоровича Верфеля. В 1873 году, с приходом к управлению фабрикой Верфеля-младшего, ее бронзовое производство переключается на литье скульптурной кабинетной пластики. Ведущим штатным верфелевским модельщиком выступает В.Я. Грачев, обеспечивший хозяину законное овладение всем репертуаром пластики Лансере и упрочивший его позиции в конкурентной борьбе с Шопеном.
В 1895 году К.Ф. Верфель получил почетное звание Поставщика Императорского двора. На рубеже XIX-XX веков на предприятии были заняты 88 рабочих, использовались два паровых двигателя мощностью 30 лошадиных сил, годовой оборот составлял 100-105 тысяч рублей.