Стекло многослойное, травление, выдувание, шлифовка, матирование.
Марка: «Ю.С НМ нкъ Гусь Хруст».
Размеры: высота 37 см, диаметр верха – 7,5 см, диаметр низа – 9,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности. следы бытования, потертости, технологичнеские дефекты.
Ваза с аналогичным рисунком, а также эскизы к нему опубликованы в издании: Коллектив авторов. Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX—начала XX века в собраниях музеев России. М., 2013. С. 322-333.
Изображение цветущих ирисов относится к самым популярным сюжетам декора гусевского стекла в «стиле Галле». Ирис — один из самых распространённых мотивов цветочной иконографии модерна. Эскиз декора вазы разработан И.В. Шпинаром — авторство художника подтверждается рисунками с изображением ирисов в его архиве. В целом эскизам
Шпинара присуща натуралистическая точность — художник не ставил перед собой задачу превращения натурных штудий во флоральный орнамент, однако при перенесении эскизов на стекло сам материал и техника становились средством орнаментализации цветочных мотивов.
В 1910 году на Гусевском заводе начинает работать помощником мастера в живописном цехе чешский мастер живописи и глубокого травления по стеклу Иосиф Васильевич Шпинар (1886–1942).Его руке принадлежит множество эскизов декора для изделий с росписями на стекле; немалое число выполненных по ним ваз значится в прейскуранте Гусевской фабрики 1914 года. Шпинар приехал работать на Гусевской завод из Богемии. Некоторые факты дают возможность предположить, что художник работал на богемском заводе Beyermann & Cº в Хайде. Сохранившиеся эскизы с его авторскими подписями свидетельствуют, что он стал автором большинства известных рисунков на стекле в «технике галле».
Гусевской хрустальный завод наряду с Императорским стеклянным заводом был одним из двух российских предприятий, где изготавливалось стекло «в стиле Галле». Технологию изготовления художественного стекла «в стиле Галле» на Гусевском хрустальном заводе разработал инженер-технолог стекла Александр Федорович Коржавин, который был лично знаком с Эмилем Галле. В качестве примера для мастеров служили изделия мануфактуры фирмы Галле, приобретенные в образцовую кладовую завода.
Гусевские вазы «в стиле Галле» по технологии несколько отличались от французского прообраза. Мастера Гусь-Хрустального применяли более тонкие слои хрусталя и цветного стекла, не прибегали к многослойности, использовали не только дублирование, но и наложение красочного слоя, что позволяло сохранять прозрачность стекла и градации цветовых оттенков.
Следующий этап развития стекла в «технике галле» на Гусевской хрустальной фабрике связан с именем Павла Николаевича Игнатьева (1870–1946), дальнего родственника Нечаева-Мальцова по линии Мальцовых. Именно ему Нечаев-Мальцов, не имевший собственных детей, завещал большую часть своего состояния, в том числе все стекольные заводы. Игнатьев наладил изготовление предметов «в стиле Галле» на Гусевской фабрике. Изделия выпускались малыми сериями, от одного до десяти, так как технология требовала серьезных навыков и большого мастерства. В 1910 году в живописном цехе Гусевского завода начал работать чешский мастер живописи и глубокого травления по стеклу Иосиф Васильевич Шпинар (1886–1942). Он стал автором большинства известных рисунков на стекле в «технике галле».
Сигнатура «Юрия Степановича Нечаева-Мальцова наследника Гусь-Хрустальный» ставилась только на изделиях, выполненных в «стиле Галле» в период с 1914 по 1917 г., когда завод принадлежал наследнику Ю.С. Нечаева-Мальцова П.Н. Игнатьеву.