Сервиз чайно-кофейный в футляре. Предмет происходит из семьи выдающегося советского авиаконструктора | Аукционный дом Альтерс
Сервиз чайно-кофейный в футляре. Предмет происходит из семьи выдающегося советского авиаконструктора Ростислава Аполлосовича Белякова и является личным подарком президента Египта Гамаля Абдель Насера.

Описание

Сервиз из пяти предметов с декоративными ножками и орнаментальным декором: кофейник, чайник, молочник, сахарница с крышкой, поднос в оригинальном подарочном футляре. Герб футляра украшает герб Объединенной Арабской Республики в виде орла с флагом и двумя звездами.

Объединенная Арабская Республика (Египет), Каир, вторая половина 1960-х годов.

Серебро, прочеканка, кость (изоляторы), монтировка. Футляр – ткань, вышивка (герб).

Клейма: «орел»- герб ОАР, 900 пробы в виде литеры с ромбом, обозначение серебра в виде «лотоса с 2 точками сверху», года – арабскими буквами.

В очень хорошей сохранности, не использовался, присутствует естественная патина, незначительные следы бытования футляра. Микровмятинка на тулове кофейника (технологическая?).

Общий вес 5057 г; чайник 760 г, кофейник 839 г, молочник 326 г, сахарница 394 г, поднос 2738 г.

Размеры: высота чайника 20 см, высота кофейника 22,5 см, высота молочника 11,3 см, ширина молочника от ручки до носика 12,5 см, высота сахарницы 13 см, длина по ручкам 16,5 см, размер подноса 48,5х37 см, длина с ручками 63,3 см. Размер футляра 68х43х17,5 см.

Предмет происходит из семьи выдающегося советского авиаконструктора Ростислава Аполлосовича Белякова и является личным подарком президента Египта Гамаля Абдель Насера.

С середины 1950-х годов, когда в Египте на вооружение были приняты истребители МиГ-15 и МиГ-17, советские самолёты стали составлять основу ВВС этой арабской страны. Во многом заслуга в оснащении египетской армии передовыми образцами советской военной техники принадлежит одному из величайших политических деятелей арабского востока новейшего времени Гамалю Абдель Насеру, занимавшему пост президента Египта в 1956 – 1970 годах.

С 1958 года начались поставки в Египет самолётов МиГ-19, а с 1962 года – МиГ-21. Эти истребители составили основу ВВС Египта во второй половине 1960-х годов и приняли участие в неудачной для арабских стран Шестидневной войне в 1967 году. Более того, во время визита в Египет в 1966 году Председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина обсуждались планы организации производства МиГов в этой стране, которые так и остались нереализованными.

В этот период на ведущие роли в ОКБ-155 выдвигается Ростислав Аполлосович Беляков, ставший в 1962 году первым заместителем Генерального конструктора и принявшим активное участие в разработке МиГ-21 и последующих моделей конструкторского бюро А.И. Микояна.

Ростислав Беляков начал работу в Особом конструкторском отделе под руководством А.И. Микояна в ноябре 1941 года в качестве инженера-механика. Уже в 1946 году он возглавил сектор шасси, а в 1952 году был назначен ведущим конструктором-начальником бригады. В июне 1957 года талантливый инженер стал одним из заместителей Генерального конструктора. В конце 1960-х годов Беляков фактически возглавил ОКБ-155. Вся его дальнейшая многолетняя деятельность на этом посту вывела его в ранг ведущих советских авиаконструкторов. Признанием его заслуг стало избрание в 1981 году действительным членом АН СССР, присвоение дважды (в 1971 и 1982 годах) звания Героя Социалистического Труда и Государственной премии СССР (в 1988 году). В своём тяжёлом каждодневном труде на благо Родины Ростислав Аполлосович, конечно же, находил поддержку у своей супруги Людмилы Николаевны – дочери выдающегося советского государственного и партийного деятеля, ближайшего соратника Иосифа Виссарионовича Сталина Николая Михайловича Шверника. Сильная, талантливая женщина она, нет сомнения, была рядом со своим выдающимся супругом и в непростой для него период конца 1960-х – 1970-х годов, когда нужно было вновь доказывать всему миру превосходство советской авиационной техники в противостоянии с западными боевыми самолётами, поставленное под сомнение в ходе арабо-израильской войны 1967 года. И важнейшую роль в утверждении приоритетного положения отечественного авиастроения в мире должен был сыграть Египет.

22 января 1970 года начался визит президента Египта Гамаля Абдель Насера в Москву. Визит этот носил неофициальный характер и даже определяется многими исследователями как «тайный».

Уже в день прилёта состоялась встреча египетского президента с Леонидом Ильичом Брежневым. Насер объяснил советскому руководству своё появление в Москве острейшей необходимостью разрешения вопросов, связанных с безопасностью Египта, который после Шестидневной войны оказался практически незащищённым от налётов авиации Израиля. Насер считал, что израильское превосходство в воздухе должно быть сбалансировано с египетской стороны и что быстро сделать это можно только авиационной защитой. На этот раз арабский лидер просил не только технику, но и специалистов – расчёты ПВО и советских лётчиков, что не сразу нашло понимание в окружении Брежнева.

Понимая всю сложность предстоящих переговоров, Гамаль Абдель Насер, как и свойственно мудрому восточному политику, прилетел в Москву, видимо, не с пустыми руками – в советском самолёте, который доставил Насера и немногочисленных членов его делегации в СССР, было достаточно места для подарков. В их числе, вероятно, оказался и изысканный серебряный сервиз, который был преподнесён от лица президента исполняющему обязанности Генерального конструктора ОКБ-155 Ростиславу Аполлосовичу Белякову, руководившему на тот момент разработкой так необходимых египетской армии МиГов.

Насеру удалось достичь на переговорах в Москве положительных для себя результатов – в марте-апреле 1970 года в Египте были размещены советские зенитно-ракетные дивизионы и истребительные части, прикрывшие наиболее важные объекты страны. Кроме того, в ОАР направили специальную разведывательную авиационную группу, оснащенную самолетами МиГ-25. Испытание этой модели в Советском Союзе проходило сложно и стоял вопрос о целесообразности принятия её на вооружение. Отправка самолётов в Египет была возможностью опробовать их в деле и в этом смысле оказалась выгодной обеим сторонам. Высочайший уровень отношений, который сложился у ОКБ-155 и лично Р.А. Белякова с египетским руководством был закреплён этим сотрудничеством, в память о котором в семье авиаконструктора остались личные подарки президента Насера, в том числе и представленный на торгах 14 июля 2022 года сервиз.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться