Дерево, масло, шитье золотыми и серебряными нитями, канитель, паетки, фольга, бирюза, шитье речным жемчугом, текстиль, бумага.
Размер: 24х20см. Киот-34,5х30 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования. Киот со следами бытования.
Патриарх Афанасий III (в миру Алекси́й Пателларий, в России известен как святитель Афанасий Цареградский (сидящий), Лубенский чудотворец, Афанасий Харьковский) (1597, Ретимнон, Крит —1654, Мгарский монастырь, Лубенский полк) — Константинопольский патриарх (кратковременно в 1634, 1635 и 1652), в 1631 – 1634 годах — митрополит Фессалоникийский.
В 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине. 22 апреля 1653 года был принят в Москве царём Алексеем Михайловичем. Планировал побудить Алексея Михайловича начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять византийский престол, а патриарх Московский — вселенскую кафедру. В Москве по просьбе патриарха Никона написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лёг в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого Русской православной церковью и ныне.
В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен. Был погребён сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря.
1 февраля 1662 года, в присутствии посетившего Лубенский монастырь митрополита Газского Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение мощей святителя. Официальное почитание было принято в конце XIX века. В 1930-е годы мощи святителя были перенесены в Харьков.
Слава об исцеляющих мощах Афанасия Сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, обильно получая исцеления от недугов.
Золотное шитье представляет собой декоративную орнаментальную вышивку металлическими позолоченными и серебряными нитями. Средоточием золотошвейного искусства были монастырские мастерские, откуда и распространялось искусство золотной вышивки. Монахини вышивали не только церковное облачение, оклады к иконам, элементы церковного убранства, но и светские наряды. Золотная вышивка требовала достойного фона, поэтому в качестве основы для вышивки брали самые дорогие ткани нарядных тонов: парчу, бархат, яркий шелк, кисею. Вышивали так называемой золотной нитью — металлической нитью, покрытой тонким слоем сусального золота, или серебряной нитью. Шили чаще всего в прикреп по карте — специальной подложке, имеющей форму вышиваемого орнамента, на которую сверху ровно, в несколько рядов наматывали золотную нить. В результате рельеф вышивки получался высоким.