Бронза, литье, чеканка, патинировка, монтирование.
Размеры: 36х34х17,5 см. Основание 29х17,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, точечные повреждения поверхности.
Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.
Автор произведения – Петр Карлович Клодт (1805-1867).
Данная композиция является эскизом второй группы «Укротители коней» Аничкова моста. По времени создания она относится к первой паре конных групп 1830-х годов, вылепленных и отлитых Клодтом сперва для Петербурга, а затем дважды повторенных им в монументальном литье – для Берлина и Неаполя, куда скульптуры были направлены императором Николаем I в качестве дипломатического дара.
Следы лепки и обобщенное решение деталей изображения наглядно демонстрируют жанр данной скульптуры как предварительного эскиза. Вероятно, отливки исполнились в ограниченном числе экземпляров и не тиражировались.
Аналогичные бронзовые отливки хранятся в музейном собрании петербургской Академии Художеств.
П.К. Клодт по праву считается основоположником школы русского монументального бронзового литья в XIX веке. Петр Карлович Клодт (1805-1867) – русский скульптор-монументализм, профессиональный военный, он самостоятельно освоил искусство пластики, с 1830-го года вольнослушателем посещал занятия в Академии Художеств, а в 1838 году уже получил звание академика и был назначен профессором академического скульптурного класса.
П.К. Клодт создал знаменитые памятники императору Николаю I, баснописцу И.А. Крылову, крестителю Руси – киевскому князю Владимиру; его авторству также принадлежат многочисленные квадриги триумфальных арок и портиков обеих российских столиц. Но наибольшую известность скульптору принесли его «Укротители коней» – четыре конные группы начала 1830-х и конца 1840-х годов. Скульптуры украшают Аничков мост через реку Фонтанку на Невском проспекте в С.-Петербурге (изначально предполагалось фланкировать двумя конными группами спуск к воде Дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, но автор предложил водрузить их на опоры вновь перестроенного моста главной магистрали столицы).
Данный памятник представляет исключительно редкий образец скульптурного эскиза, принадлежащий одному из лучших российских скульпторов и относящийся к значительному монументальному произведению, вошедшему в историю русского искусства.