Бесцветный хрусталь, выдувание, гранение, серебряная протрава, гравировка матовая, полировка.
Размеры: высота 15,5 см, диаметр верха – 8,2 см, диаметр низа – 9,3 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы быватования.
Экспертное заключение специалиста в области исторического русского и зарубежного стекла, члена НОЭКСИ Долгих Е.В.
По тулову кубка выгравированы виды Санкт-Петербурга с подписями: Александринский театр, Малая миллионная и Гороховые улицы.
Данный бокал относится к предметам, которые создавались «на память». Их популярность в фарфоре и стекле (хрустале) приходится на 1830-50-е годы.
Как правило памятные бокалы декорировались росписью золотом, серебром, реже – эмалью, а также гравюрами с видами Санкт-Петербурга. Источником изображений служила печатная графика. Нередко на подобных предметах «рисовали» вензеля заказчика, или памятные для него даты. Возможно, для этого был оставлен резерв, обрамлённый веками лавра.
Время изготовления бокала, представленного к атрибуционному исследованию, определяется появлением техники цементации (серебряной протравы), которая была заимствована у богемских мастеров и с 1830-х годов получила развитие на Императорском стеклянном заводе, несколько позже – на частных заводах Бахметевых и Мальцовых. На отшлифованную поверхность наносился специальный состав, содержащий серебро, который после тепловой обработки окрашивал стекло в медово-жёлтый цвет, не проникая в глубину стеклянной массы, что позволяло выполнять контрастные покрытию матовые гравированные изображения. Памятное стекло с видами Северной столицы создавалось преимущественно на ИСЗ, тогда как на частных заводах предпочитали жанровые сцены или декоративные композиции. Гравюры исполнялись в художественной мастерской императорского завода.
K сожалению, имя исполнителя определить невозможно, но есть основание предполагать, что гравюры выполнены одним из учеников известного мастера И. Губе – Г. Глазуновым, Г. Мужичковым, К. Плаховым.
Бокал находится в хорошей сохранности за исключением мелких царапин на тыльной стороне основания. Он демонстрирует великолепное мастерство гравёра, который создал виды Санкт-Петербургских улиц, используя печатную графику. Подлинность бокала сомнений не вызывает.
Бокал обладает историко-художественной, музейной и антикварной ценностью.