Хрусталь бесцветный, литье.
Размеры: высота – 14 см, основание 12х6,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности; незначительные следы бытования, небольшие сколы.
Аналогичный бюст опубликован в издании: Поляшова О.М. Русское стекло XVIII – начала XX века из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. М., 2014. С. 318-319.
Появлению пресс-папье в виде погрудного изображения Льва Толстого предшествует посещение писателем села Николо-Пестровка в 1869 году. Анна Петровна Бахметева, урожденная Толстая, была замужем за третьим владельцем Никольско-Бахметевского стекольного завода, но на тот момент уже овдовела. Вместе с ней Толстой побывал на предприятии и увез с собой образцы хрустальной посуды лучших никольских мастеров. В 1910 году был создан первый образец памятного пресса из стекла — подставка в виде литеры «Т», на которой был установлен бюст писателя. Подставка выполнена из прозрачного уранового стекла. Этот вид стекла окрашен соединениями урана и под воздействием ультрафиолета способен флуоресцировать зеленым светом, однако свинцовые стекла не дают флуоресценцию, так как поглощают ультрафиолетовые лучи. Бюст заматован. Суть технологии матирования противоположна полировке: она призвана создать непрозрачную шероховатую поверхность всего изделия или матовый рисунок на выбранной поверхности стекла.
Эскиз для пресс-папье создала художница завода Адель Яковлевна Якобсон, взяв за основу гипсовую модель, которую, скорее всего, привезла ранее из Европы. Модель была усовершенствована с учетом чугунной формы, которая используется для стеклянных изделий.
Пресс — бюст Толстого — упоминается в прейскурантах 1911 и затем 1924 годов под грифом «канцелярских принадлежностей». По-видимому, изделие выпускалось на протяжении действия каждого из прейскурантов. В 1940 году, к 30-й годовщине смерти Льва Толстого, на заводе «Красный гигант» бюст выпустили снова. В третий раз реплика была повторена в 1958 году, к 130-летнему юбилею классика.
Якобсон Адель Яковлевна (1874-1942) в 1901 году окончила Строгановское художественно-промышленное училище. С 1902 по 1921 год работала на Никольско-Бахметьевском заводе князя А.Д. Оболенского (позже — завод «Красный Гигант»). Создавала проекты для прессованного стекла (скульптуры и парфюмерной тары); ей приписывается авторство знаменитого флакона для одеколона Товарищества «Брокар и К°» «Северное сияние», выполненного в форме высокой глыбы льда, по которой идет белый медведь. А. Якобсон возродила технику филиграни, организовала при заводе рисовальные классы. С 1938 по1941 год работала в лаборатории художественного стекла Государственного института стекла.
Завод был основан в 1763 году и стал первым отечественным производством высококачественного хрусталя и стекла. Период расцвета пришелся на начало XIX века, в 1829 году на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге продукция Бахметевых удостоена большой золотой медали. Мастерство передавалось из поколения в поколение, на фабрике было положено начало не одной династии стеклодувов.
В 1836 году Алексей Бахметев, будучи гофмейстером императорского двора, стал владельцем завода и поставил целью создать производство, не уступающее европейским брендам. Продолжая семейное дело, он получил заказы для Императорского Двора. На выставке 1849 года завод демонстрировал уникальные изделия с опаловым, бирюзовым и зеленым нацветением, а также и мраморную посуду. Оригинальные, непревзойденные образцы изделий завода хранятся в самых престижных музейных коллекциях прикладного искусства России, а также Европы и Америки (например, в Эрмитаже и Лувре).
В 1924 году Бахметевский завод был национализирован и получил название «Красный гигант».