Петроград. 27 непочтовых марок «Военный заём». 1916. | Аукционный дом Альтерс
Петроград. 27 непочтовых марок «Военный заём». 1916.

Описание

Петроград. 27 непочтовых марок «Военный заём». 1916. Чистые с наклейкой и без.

КОНЗ №2-2-1252-1278.

На марках воспроизведены, преимущественно, плакаты, изданные Управлением по делам мелкого кредита. Подробно на особенностях издания в своём исследовании остановился российский историк Сергей Чистяков:

«Особняком в этом ряду стоят плакаты, призывавшие подписаться на военный 5,5-процентный заём. Всего в 1916 – начале 1917 года Управлением по делам мелкого кредита было выпущено около 30 подобных плакатов общим тиражом более 2 млн листов. Плакаты, посвящённые военному займу, представляли собой яркий пример сочетания визуального образа и агитационного лозунга. Несмотря на разнообразие сюжетов данных плакатов и различие в художественном решении, значительная их часть прямо связывала полученные от населения средства с материальным и техническим оснащением армии – художники изображали снаряды, винтовки, пулемёты, артиллерийские орудия, аэропланы, грузовые автомобили, гружённые ящиками с надписями «снарядов не жалеть». Просты и доходчивы лозунги: «Чем больше денег, тем больше снарядов», «Обилие снарядов – залог победы», «Чем больше денег, тем больше оружия и снарядов, тем ближе победа». В центре многих плакатов серии – образ воина-героя. Это и георгиевский кавалер, поднимающий в атаку бойцов, и излюбленный персонаж военного лубка этого времени – казак, несущийся на врага с пикой наперевес.

В агитационной кампании в поддержку военного займа Управление по делам мелкого кредита опиралось в первую очередь на опыт зарубежных стран, а художники в своей работе ориентировались на западноевропейские образцы, исполненные в реалистичной манере. Однако в некоторых плакатах авторы обратились к образам, традиционным для «русского стиля» – средневековому витязю (плакат А.Ф. Максимова «Вперёд, за Родину!»), Георгию Победоносцу, поражающему змея (плакат художника Янковского «Наше доблестное воинство…»).

Плакаты Владимира Варжанского весьма типичны для изданий Управления по делам мелкого кредита. На одном из них – военный завод, во дворе которого идёт погрузка снарядов для фронта, на другом – боец пулемётной команды, ведущий бой в суровых зимних условиях. Необходимо отметить, что ситуация со снаряжением в русской армии была очень тяжёлой. К.Г. Маннергейм, говоря о положении в войсках летом 1915 года, отмечал: «Всё изнашивалось, пропадало или терялось во время боёв и отступлений: винтовки, орудия, телефоны, транспортные средства, полевые кухни и прочая, и прочая – словом, утрачивалась вся та амуниция, которая была столь необходима для войск. Нехватка боеприпасов заставляла предельно их экономить». Выбранные автором сюжеты плакатов ясно указывали на потребности русской армии в вооружении, боеприпасах, обмундировании, на что и направлялись в первую направлены заёмные средства.

Интересен образ, созданный неизвестным художником на плакате, посвящённом морякам русского флота. На бескозырке одного из матросов – надпись «Россия». Очевидно, что в данном случае военный корабль, ведущий бой с неприятелем, символизировал Российскую империю, флот которой нуждались в помощи всех граждан. Неслучаен и лозунг, размещённый на фоне Андреевского флага: «Посильное участие в займе – патриотический долг каждого. Всё для победы». Схожий призыв содержался и на плакате работы М. Ольконе под изображением конного артиллерийского расчёта: «Всё для войны. Всё для победы».

Весьма символичен плакат, выполненный неизвестным художником с использованием чёрного, жёлтого и белого цветов старого имперского флага, упразднённого в 1896 году, который с началом войны всё больше утверждался в качестве национального, наряду с бело-сине-красным триколором. Используя образ Минина и Пожарского, запечатлённых И.П. Мартосом, автор не просто обращался к историческому прошлому, но и проводил прямые аналогии с событиями трёхсотлетней давности, в некоторой степени сравнивая подписку на военный заём с поддержкой народного ополчения в 1611–1612 годах.

Сюжеты плакатов данной серии были воспроизведены и на открытках, также изданных Управлением по делам мелкого кредита; часть была отпечатана Экспедицией заготовления государственных бумаг (хромолитография), часть – в типографии петроградского издательства «Унион» (цветная автотипия). Специфика открытого письма позволяла использовать для агитации не только лицевую, но и оборотную сторону. Так на открытках, посвящённых военному займу, в части бланка, предназначенной для письменного сообщения, размещались небольшие тексты, дополнявшие и развивавшие содержание плаката, например: «Каждая облигация в 100 рублей – это три выстрела шрапнели. Пусть же Вашими шрапнелями засыплет сидящих в окопах германцев». Центральная идея социального плаката этого периода – причастность к общему делу помощи воинам и жертвам войны – получает своё воплощение и в открытках. Вслед за призывом плаката «Наши города, сёла и храмы ждут освобождения от вражеского нашествия. Помогайте армии в её великом деле и подписывайтесь на военный 5 ? % заём» издатели открытого письма обращаются к адресату: «Настоящая война – война народная. Военный заём должен быть народным делом, и каждый из нас должен принять в нём участие в той мере, в какой может» (Чистяков С.С. Миф и реальность в печатной графике Первой мировой. Русский батальный лубок, плакат и художественная открытка 1914-1917 годов // Первая мировая: война и миф. М., 2014. С. Т95 – Т102).

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться