Кофейная пара в стиле Каподимонте «Античные сюжеты». Зап. Европа, конец XIX века. | Аукционный дом Альтерс
Кофейная пара в стиле Каподимонте «Античные сюжеты». Зап. Европа, конец XIX века.

Описание

Кофейная пара в стиле Каподимонте «Античные сюжеты». Западная Европа, конец XIX века.

Фарфор; рельеф, роспись, крытье золотом.

Марки: кобальтом «N» под короной.

Размеры: блюдце – 11,5 см., чашка – 7,3×5,9×5,7.

Потертость золочения.

Фарфор Каподимонте получил свое название от дворцового комплекса на одном из неаполитанских холмов, где в 1743 году король Карл III Бурбон и его супруга Мария Амалия Саксонская основали одноименную фабрику. Они решили создать достойного конкурента именитой немецкой мануфактуре в Мейсене.

На существование фарфора европейцам открыл глаза Марко Поло, когда вернулся из своего длительного путешествия по Китаю. Поначалу местные керамисты не знали, как добиться такого же результата. Хороших результатов удалось добиться лишь много десятилетий спустя, во флорентийских алхимических лабораториях Франческо I Медичи. В XVII столетии эксперименты с переменным успехом проводились во Франции, Англии и Германии, пока в начале XVIII века саксонский ученый Иоганн Фридрих Беттгер не разгадал секрет производства белого фарфора, смешав каолин, алебастр и полевой шпат.

Первой итальянской фабрикой фарфора стала венецианская Вецци. А уже затем началась история Каподимонте, по воле королевской четы и благодаря стараниям таких мастеров, как скульптор Джузеппе Гриччи, художник Джованни Казелли и химик Ливио Оттавио Шепперс.

По всему Неаполитанскому королевству и соседним государствам начались поиски песка и глины, годной для производства качественного фарфора. Каолин так и не нашли, поэтому решили делать фарфор из других подходящих глин с южных месторождений, в смеси с полевым шпатом. В результате получили совершенно новый материал – более мягкий при производстве, но твердый и прозрачный после двойного обжига. Фарфор Каподимонте отличался от немецких и китайских аналогов тончайшей лепкой и обилием искусно выполненных деталей, а также особым тепло-молочным оттенком.

Карл III очень дорожил своей фабрикой, лично следил за всеми стадиями обработки и хранил ключи от мастерских. Но спустя XVI лет он предпочел испанский престол, отрекся от неаполитанского и переехал в Мадрид, куда перевез и все оборудование, сырье и даже рабочих. Пока испанское предприятие короля активно развивалось, оставшееся без монаршего финансирования неаполитанское начало постепенно угасать. Хотя печи и формы для отливки скульптур и посуды остались, заниматься всем этим было некому.

Однако через 15 лет фабрика возродилась на новом месте – в пригороде Неаполя Портичи, благодаря наследнику Карла III. Фердинанд I стремился сохранить исключительные характеристики и высокое качество изделий, но помимо красочных глазурованных статуэток распорядился выпускать и однотонную посуду из так называемого бисквитного фарфора – прошедшего только первый обжиг и обладавшего более нежной окраской. Именно он внедрил синий товарный знак, увенчанный короной, по которому мы безошибочно определяем продукцию Каподимонте.

После объединения Италии, в Неаполе одна за другой открылись частные фарфоровые фабрики: Майелло, Моллика, Каччапуоти, Висконти. Они старательно и бережно копировали образцы королевской мануфактуры, поэтому вскоре Каподимонте стало именем нарицательным, относясь не к отдельно взятому производству, а к уникальному стилю и технологиям. Неаполитанские мастера сумели сохранить и развить традиции, изобретая все новые методы и техники. Так фарфор Каподимонте вошел в список главных ремесел Апеннинского полуострова, наряду с муранским стеклом, венецианскими масками, сицилийскими марионетками пупи и т.д.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться