Фарфор, роспись, золочение, цировка.
Марки: кобальтом «НI» под короной, «V», «72» золотом.
Размеры: диаметр – 24,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования.
Предметы сервиза опубликованы: Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века. Сост. И.Р. Багдасарова, Издательство Государственного Эрмитажа, 2016. С. 333-336.
В 1837 – 1838 гг. «Кремлевский» сервиз был создан для Большого Кремлевского дворца в 1837-1838 гг. Автором проекта сервиза выступил известный художник, архитектор, академик живописи Федор Григорьевич Солнцев (1801 – 1890), который также был знаком и с проектом дворца, так как сам принимал участие в работе над его убранством.
Федор Григорьевич прожил длинную и увлекательную жизнь. Бывший крепостной графа Мусина-Пушкина, он был лично знаком с императором Николаем I, был вхож в круг выдающихся представителей русской культуры.
Сам Солнцев называл себя «археологом», имея в виду не раскопки, а исследовательскую деятельность. Именно он занимался спасением уникальных фресок XI в. в киевском соборе Святой Софии, изучением знаменитого «Рязанского клада», достоверность многих его атрибуций предметов из Оружейной палаты была подтверждена его последователями. Выдающийся художник-график, он оставил после себя множество великолепных рисунков, изображающих уникальные памятники древнерусского, прежде всего декоративно-прикладного искусства, проекты церковных и дворцовых интерьеров.
Его глубокие познания в искусстве позволили создать невероятный памятник фарфорового искусства, который соединил в своем декоре древнерусские, восточные и византийские элементы. Работая над проектом дизайна, Ф. Г. Солнцев отталкивался от образцов древнего декоративно-прикладного искусства. Выполняя сервиз для Кремля, он за основу взял именно кремлевские памятники. Сервиз состоит из трех основных частей, две из которых «золотые» и одна белая. «Золотые» части предназначены для закусок, жаркого и десерта, белая — для супа.
«Белая» часть сервиза была предназначена для супа. При подготовки этой части сервиза мы видим талант художника-графика, интерпретатора и стилиста. Борт суповых тарелок украшает орнамент в виде плетенки – одного из наиболее характерных декоров русской и византийской книжной миниатюры. На первый взгляд рисунок кажется абстрактным, но на самом деле имеют форму основных государственных регалий – шапки Мономаха и Большой Императорской короны. Стоит упомянуть, что плетенка Ф.Г. Солнцева была использована и на более позднем Константиновском сервизе, однако знаки государственной власти из нее исключены.
Прообразом декора десертной части «Кремлевского» сервиза стала золотая, расписанная ярким, живописным эмалевым узором тарелка царя Алексея Михайловича, выполненная в 1667 г. В фарфоровом исполнении она претерпела лишь незначительные изменения. Ради исторического соответствия была заменена надпись вокруг центральной мишени: в XVII веке она титуловала Государя и Великого Князя царя Алексея Михайловича, в XIX столетии — Императора и Самодержца Всероссийского Николая I.
Задуманная как идеальное воплощение исторического русского стиля, как отражение концепции возвращения к истокам древнерусской культуры в целом, Кремлевский сервиз остался единственным памятником в своем роде.
По времени создания сервиз условно можно разделить на две части: основную, выполненную в 1837 – 1838 гг., и «дополнительную», имеющую марки-вензели всех императоров, правивших после Николая I. Некоторые из предметов во второй половине XIX в. изготовлялись двумя крупнейшими частными предприятиями — заводам братьев Корниловых и М. С. Кузнецова.