Икона «Сошествие во ад».
Россия, Ярославль (?), первая треть XIX века.
Дерево, левкас, темпера, золочение.
Размеры: 36х31х3 см.
Профессиональная реставрация.
Сошествие Иисуса Христа в ад — догмат, исповедуемый историческими христианскими церквями и церквями ранней протестантской реформации, согласно которому после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Считается, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за богослужением Великой субботы.
Иконография «Сошествия во ад», раскрывающая идею Воскресения Христа, сложилась в Византии к XI веку. Литературными источниками композиции послужили евангельский рассказ о том, как в час смерти Христа потряслась земля, и многие усопшие воскресли (Мф. XXVII, 51–52), тексты Посланий апостолов о нисхождении Христа в «преисподние места земли» (1 Петр. III, 18–19; Эфес. IV, 9), богослужебные тексты Великой Субботы и Недели Пасхи, апокрифическое Евангелие Никодима и «Слово о сошествии Иисуса Христа во ад» Епифания Кипрского.