Дерево, темпера, левкас.
Размеры: 36х30,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, точечные тонировки.
Центральный текст иконы: «Небеснаго царя державы крепкия силеша и страшный грозный воевода от бога учинён Ахистратиг Михаил, предстатель престолу господню и величествия его всегда готов храбруя супостата не бояся и не отлучаяся под небесную проходя просвещая и утверждая, и устрашая всех.» Архистратиг Михаил. Канон Ангелу Грозному воеводе (18, песнь 7). Данный текст сопровождает изображение Архангела Михаила на знамени Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича 1654 года.
Текст по нижнему полю: «Морю воскипевшу, Врагу оскудеша оружия в конецъ и грады разрушил еси: погибе память его с шумом». – Псалтырь 9:6 (9-7).
Текст по полю справа: «Престол твой, Боже, в веке века; жезл правости, жезл царствия Твоего». – Псалтирь 45:6 (44-7)
«Архангел Михаил — грозных сил воевода» — это образ из иконографии Архистратига Михаила, изображённого боевым предводителем небесных воинов. Считается, что образ впервые был создан в Москве при Митрополите Макарии (1482-1563). Самые ранние варианты этого образа до наших дней не сохранились. В качестве иконы этот образ пользовался особой популярностью в России XVIII-XIX вв., в том числе у старообрядцев. В центре композиции изображается Архангел Михаил в образе огненного ангела с венцом на голове. Образ часто сопровождается цитатой из Псалтири об огненной природе некоторых ангелов. В одной руке Михаил победно держит Евангелие, другой рукой держит кадило и восьмиконечный крест-копье, которым повергает сатану в пучину. Между руками Архангела переброшена радуга (в христианстве — символ предвидения, переданного Архангелу Богом).
Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых архангелов в авраамических религиях. В православии его называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов». Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Также Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим дьявола.
Иконография Архангела Михаила как всадника Апокалипсиса (гл. 8, 10) с многочисленными аллюзиями на тексты Откровения Иоанна Богослова появляется только во второй половине XVII века в связи с церковной реформой, породившей в обществе острое ощущение «близкого конца» света и переживания «последних времен». Появление толкований на книгу Апокалипсиса способствовало созданию новых иконографических изводов, в том числе «Архангела Михаила грозных сил воеводы», где «князь Апокалипсиса» выступает в момент единоборства с дьяволом — решающей эсхатологической битве против зла. В старообрядческой среде этот сюжет, особенно в XVIII — первой половине XIX века, приобрел невероятно широкое распространение.
Созданная на Выгу иконописная школа была призвана служить широкому распространению «правильных» образов в поморских общинах других регионов. Поскольку ранний Выг считали своей духовной родиной и два других крупных безпоповских согласия — федосееское и филипповское, то выговские иконы начального периода бытовали и у них. Выполнение заказов на написание образов, также как на написание книг, настенных листов, изготовление лестовок и меднолитых икон, приносило поморской киновии немалый доход.
В ранних выгорецких иконах видно влияние строгоновских писем и черты каргопольского иконописания. Собственно выговский стиль в иконописании сложился к середине XVIII в. на основе различных художественных традиций, принесенных в поморскую киновию ее многочисленными насельниками.