Тарелка десертная из Михайловского сервиза по оригиналу картины Бенджамина Уэста “”Анжелика и Медор”” .
Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, первая треть XIX века.
Фарфор; роспись, золочение, цировка.
Марки: знак в тесте.
Размеры: диаметр – 25 см.
В хорошей сохранности, незначительные потертости.
Аналогичный предмет опубликован в каталоге «Императорский фарфоровый завод. 1744-1904» / Под научной редакцией Знаменова В.В. СПб, М: 2008. С. 251.
Сервиз предназначался для Михайловского дворца, принадлежавшего великому князю Михаилу Павловичу. В состав сервиза входило около полутора тысячи предметов. Все предметы сервиза были объединены орнаментальным декором в виде бордюра из золоченых розеток и пальметок, окаймленных поясами мелких зеленых квадратов. Десертная часть сервиза состояла из пятнадцати ваз с ажурными чашами на золоченых скульптурных фигурах с мифологическими и аллегорическими сюжетами, сделанными по проекту главного модельмейстера завода адъюнкт-профессора Академии художеств С.С. Пименова, а также из разнообразных предметов сервировки и тарелок. По существовавшей на заводе традиции, десертные тарелки парадных сервизов, помимо общего для всех предметов орнамента, имели дополнительное украшение. На десертных тарелках Михайловского сервиза лучшими живописцами завода были выполнены копии картин европейских художников из собрания Императорского Эрмитажа.
Тарелка из Михайловского сервиза является подлинным произведением Императорского фарфорового завода и имеет большое историко-художественное значение как уникальный образец заводской продукции 1820-х годов.
Бенджамин Уэст (1738-1820) – художник англо-американского происхождения известен своими масштабными историческими полотнами. Огромные работы Бенджамина Уэста посвящены преимущественно придворной жизни короля Георга III и истории США.
Его историческим композициям свойственен неоклассицистический дух, передача окружающей обстановки и костюмов отличается стремлением к точности передачи фактов истории.
Анжелика – азиатская принцесса, дочь китайского царя Галафрона, дева-воительница, оказавшаяся при дворе императора Карла Великого. Прекрасная и беспечная Анжелика вскружила голову многим рыцарям средневековой Европы. В том числе и Роланду, который страдает от безответной любви к Анджелике. А она тем временем влюбляется в мавра Медора и решает вместе с ним вернуться на свою родину в Китай.
Медор – юный воин-мавр из сарацинов. Он был ранен в бою и истек бы кровью в лесной чаще, не явись Медору нежданная спасительница Анжелика. Тщеславная, отвергавшая принцев королевской крови и лучших рыцарей, она пожалела Медора. Анжелика укрылась с мавром в пастушьей хижине и ухаживала за Медором, пока не исцелились его раны. Эти события и стали одной из главных сюжетных линий в поэме эпохи Возрождения «Неистовый Роланд».