Стекло прозрачное бесцветное, молочное, розовое, выдувание, филигрань.
Размеры: высота – 21 см. Диаметр чаши 25 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.
Исполненные в технике филиграни предметы стекла опубликованы в книгах: Малинина Т.А. Императорский стеклянный завод, СПб., 2009. С. 166.; Русское стекло из собрания Галины Ойстрах: каталог. М., 2011. С. 298.
Филигрань – стеклянная («венецианская нить», или «вить») (от ит. – filigrana, или filigranato) – является одним из самых известных, сложных и утонченных способов декорирования стекла. Суть этого метода заключалась в том, что тончайшие стеклянные прутики – дроты – раскладывались в нужном геометрическом порядке на ровной поверхности или в форму с внутренними бороздками. Затем стеклянная заготовка прокатывалась по ним или вдувалась в форму. В результате дротовый орнамент прилипал к поверхности заготовки, а после набора еще одного слоя расплавленного стекла оказывался в толще стенок предмета.
Спиралевидные орнаменты разнообразны и состоят из микроскопически тонких дротиков, ювелирно перевитых между собой в сложные комбинации: например, из одной тонкой нити (англ. – incised-twist) или из
различных вариантов двойной нити (англ. – double-series twist).
В России филигрань изготовлялась в последней четверти XVIII в. на Петербургском заводе Гр. Потемкина, а в начале XIX в. – на Никольско-Пестровском заводе Бахметевых. Во второй половине XIX в. «венецианская нить» была освоена на заводах Мальцовых. К концу XIX в. стеклянная филигрань становится настолько распространенной, что мастера украшали ею пасхальные яйца, рукояти на тростях и другие сувенирные мелочи.
B XVIII-XIX веках Венеция экспортировала большое количество стеклянных изделий в европейские страны, где их научились повторять. B 1840-е годы на ИСЗ выпускалось большое количество изделий с филигранью, которые в делах о поднесении членам императорской фамилии к Рождеству и Пасхе значились как «разноцветные венецианские».