Фарфор, надглазурная роспись.
Марки: синим – серп, молот и часть шестерни, фиолетовым «И. Ризнич 1928».
Размеры: 37,8х26,8х3,6 см.
В хорошей сохранности, незначительные следы бытования.
Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова от эксперта и искусствоведа Т.А. Мозжухиной и эксперта, искусствоведа и члена Ассоциации искусствоведов Л.А. Прейс.
Аналогичный предмет, выполненный для крейсера «Аврора» к 10-летию Красной Армии, хранится в Центрально-военно-морском музее.
Роспись этого очень редкого и раннего блюда представляет собой реалистичное изображение пейзажа и морских судов на заднем плане и выполненные в экспрессивной манере погрудные изображения красноармейца в буденовке, матроса и рабочего на переднем плане. В изображении главных персонажей И.И. Ризнич использует некоторые приемы русского кубофутуризма, подчеркивая тем самым в образах принадлежность к новому, небывалому времени перелома истории, придает росписи приподнятость, в некоторой степени романтизирует это время.
Молодой художник соединяет здесь с достижениями авангардизма подлинный реализм, драматическое, глубокое и выстраданное содержание, предвосхищая будущие произведения «сурового стиля».
В качестве подлинного предмета, известного в единичных (отличающихся между собой) экземплярах, как редкий образец агитационного фарфора имеет высокую историко-художественную ценность и несомненное музейное значение.
Иван Иванович Ризнич (1908-1999) – В 1926 году окончил художественную школу в Павловске под Ленинградом. В 1927 году у молодого художника начался творческий путь на Ленинградском фарфоровом заводе. Здесь он проработал до 1956 года в качестве художника по росписи фарфора и скульптора-анималиста, достигнув наивысшего мастерства в технике надглазурной и подглазурной росписи. Помимо уникальных произведений создал ряд образцов для массового производства. В 1956 году на Международной выставке в Брюсселе был награжден серебряной медалью за роспись сервиза «Самоловы в охотничьем хозяйстве».