(С экспертизой. «Казачья серия» работ Лансере). Скульптура «Казак с убитой под ним лошадью».Россия, | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой. «Казачья серия» работ Лансере).  Скульптура «Казак с убитой под ним лошадью».<br>Россия, Санкт-Петербург, скульптор Е.А. Лансере, 1877; литье фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена, отливка конца 1870-х годов.<br>

Описание

Бронза, литье, чеканка, патинировка, монтирование.

Клейма: на поземе у правого торца – «ЛЪПИЛЪ. Е. ЛАНСЕРЕ.», у левого торца – «F.CHOPIN» (Felix) и круглый штемпель права на художественную собственность от министерства финансов: «ОТЪ М.Ф. / Л.Ш. / НА 10 ЛЕТЪ».

Размеры: 13,5х32,3х20 см.

Состояние: в хорошей сохранности, небольшие следы бытования.

Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.

Автор произведения – известный русский скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), замечательный мастер бронзовой сюжетной миниатюры, последователь П.К. Клодта и Н.И. Либериха на их пути к отечественной реалистической скульптуре. Юрист по образованию, Лансере учился пластическому искусству самостоятельно, посещая классы Академии Художеств и мастерские скульпторов, изучал бронзолитейное дело на фабриках парижских бронзовщиков.

Более полутора сотен работ, ставших итогом недолгой творческой жизни Е.А. Лансере, делятся на несколько тематических циклов. Среди них – этнографические штудии России и Малороссии; сцены мирной и военной жизни Кавказа; типы кавказских горцев и заволжских кочевников; «сельская» анималистика; исторический, охотничий и спортивный жанр.

Данная скульптура относится к «казачьей» серии работ Лансере и принадлежит зрелому периоду его творчества. В работе ясно ощутимо новаторское своеобразие художественного метода Е.А. Лансере – психологического реализма, а также свободное, виртуозное владение пластической формой.

Столь острое авторское переживание стало откликом Лансере на начавшуюся Русско-турецкую войну 1877-1878 годов.

В списках к «Свидетельству Императорской Академии Художеств о праве художественной собственности от 22.04. 1893 г. » эта работа значится как «Казак с убитой под ним лошадью». В прейскуранте бронзолитейной фирмы Ф.Ю. Шопена дан французский вариант названия: «Hors de combat. Cheval tué» («Вне сражения. Убитая лошадь»); в список произведений Е.А.Лансере, составленный бароном Н.Н. Врангелем для «Истории русского искусства» 1915 года, скульптура вошла под кратким названием «Утрата товарища».

Скульптурная группа отлита в крупнейшем российском бронзолитейном «заведении», чуть ли не половину столетия принадлежавшем Феликсу Юлиановичу Шопену.

В 1842 году Шопен вступил во владение мастерской А. Герена, работавшей на 25-й линии Васильевского острова и сотрудничавшей с парижской фирмой Жюльена Шопена, отца Феликса. Предприятие производило кабинетную бронзу, часы и осветительные приборы высокого художественного уровня, выполняя престижные государственные заказы на оформление соборов и императорских дворцов обеих столиц.

Свою продукцию фирма Шопена продавала в собственных магазинах на Большой Морской в Петербурге и на Тверской улице в Москве. Ф.Ю. Шопен выступал непременным участником Художественно-Промышленных выставок в России и за рубежом: сперва как экспонент и призер, а с 1882 года – как член экспертной комиссии по отделу фабричных и ремесленных изделий из металлов.

Заключив договор о сотрудничестве с Е.А. Лансере, с 1870 года Шопен пользовался исключительным правом десятилетнего тиражирования всех его работ. В итоге этим бронзовщиком было отлито более 60-ти моделей скульптора (не считая отдельно отлитых фигур из больших групп). Впоследствии права собственности на многие скульптуры Лансере перешли к преемникам и наследникам Ф.Ю. Шопена.

Данный памятник маркирован знаком, подтверждающим факт приобретения литейщиком авторской скульптурной модели, который гарантировал литейному предприятию право десятилетнего тиражирования модели. В исполнении других российских бронзовщиков данная модель не отмечена.

Скульптура сюжетно связана с военным прошлым нашей страны. Модель редка в воспроизведении.

Работа маркирована факсимильной авторской подписью и клеймом литейщика, отличается высоким художественным и техническим уровнем исполнения, находится в хорошем состоянии сохранности и обладает большой художественной, антикварной и коллекционной ценностью.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться