Масленка «На лужайке». Россия, Семикаракорская керамика, 1990-е годы. | Аукционный дом Альтерс
Масленка «На лужайке». Россия, Семикаракорская керамика, 1990-е годы.

Описание

Фарфор, роспись.

Марки: на дне «V=», под крышкой «Абл. Кунаховоч, исп.росп. Литвина «На лужке«».

Размеры: высота – 13 см, длина – 19 см.

Незначительные следы бытования.

Семикаракорский народный промысел зародился на районном промышленном комбинате, организованном в 1943 году после изгнания гитлеровцев с донской земли.

В числе разных производств (плетение из лозы корзин, изготовление матов из камыша, ящиков, трёх швейных, девяти сапожных, двух часовых, слесарной, радио, художественной и других мастерских) на комбинате были гончарный цех и художественная мастерская . Керамику делали из местной красной глины.

Художественная мастерская, судя по приказу Семикаракорского РПК № 38 от 14.08.1944 года, изготовляла пепельницы, плевательницы, цветочницы, кружки, кувшины для воды. Сейчас нет возможности определить художественный уровень тех изделий.

Результаты работы гончарного цеха оценивались в литрах – по внутреннему объёму готовых гончарных изделий. Сохранился приказ 1948 года, предписывающий, «чтобы в мае ещё было выполнено готовой продукции не менее 8000 литров». Лучшим гончаром, «тянувшим» на гончарном круге самые крупные изделия – до 40 литров, был Илларион Рыльщиков (дед Ларя).

Но между той керамикой и нынешним фаянсом как промыслом нет никакой преемственности, разве что духовная или эмоциональная.

31 августа 1966 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов». С этого документа всё и началось.

14 января 1968 года областное управление местной промышленности утвердило задание на проектирование в Семикаракорске мастерской по выпуску художественной керамики мощностью 300 тысяч штук изделий в год. А в июле того же года на Семикаракорском райкомбинате было разработано технико-экономическое обоснование строительства мастерской художественной керамики уже с мощностью 600 тысяч штук изделий в год, что должно было быть достигнуто «путём замены устаревшего оборудования на прогрессивное».

В 1969–1970 годах на пустыре юго-восточной окраины станицы началось строительство новых зданий для Семикаракорского РПК, в их числе здание с надписью «цех керамики». Решением Ростовского областного исполнительного комитета № 1106 от 21 декабря 1971 года руководству областного управления местной промышленности и Семикаракорского РПК предписывалось в процессе строительства предусмотреть технологическую линию по выпуску фаянсовой продукции. Решение облисполкома было результатом инициативы и упорства тогдашнего директора РПК Николая Сергеевича Арабского (1921–1985). Геолог по образованию, партийный и хозяйственный работник Арабский, как было принято тогда его называть, – автор и родоначальник Семикаракорского промысла. Идея создания фаянсового производства, имеющего художественную ценность, родилась именно у него, и практическое воплощение этой идеи также исключительно его заслуга.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться