Лампа в стиле рококо с прорезным декором и росписью. Россия, Санкт- Петербург, Императорский фарфоровый завод, Ф. Красовский (?). 1840-е гг.
32,0 х 37,0 см; Высота с бронзовыми накладками 80,0 см.
Марка кобальтом подглазурная: «Н I» под императорской короной
Фарфор, лепка, крытье монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота; бронза.
Лампа в стиле рококо с прорезным декором и росписью цветочными букетами и птицей в рокайльных медальонах принадлежит к несомненным произведениям, исполненным на Императорском фарфоровом заводе в 1840-х гг. Аналогов лампы в стиле рококо с прорезным декором и росписью в музейных собраниях не обнаружено, поскольку, за редким исключением подобные произведения, создавались в единичных экземплярах. С большой долей вероятности можно предположить, что это произведение входило в список вещей «Высочайших подношений» Императорской семье к традиционным праздникам Рождества и Пасхи.
Установить первоначальное местонахождение лампы на нынешнем этапе научно-исследовательской работы не представляется возможным по ряду причин: архивные документы фарфорового завода не могут разрешить данную задачу, так как в ежегодных перечнях изделий, представляемых к Высочайшим Подношениям на праздники Рождества и Пасхи 1840-1870-х гг. не удалось выявить лампу, соответствующую описанию известного нам изделия. Это не означает, что лампа отсутствует в ежегодных реестрах завода, однако ее «немногословное» описание, как то «лампа писана живописью» или «лампа писан цветами» не позволяют точно атрибутировать конкретное изделие и определить, кому из членов августейшей семьи или приближенным к императорскому Двору могла предназначаться в подарок от имени императора данная лампа.
При детальном изучении лампы в стиле рококо с прорезным декором и росписью было проведено исследование с контрольной группой изделий Императорского фарфорового завода 1840- 1850 х гг. с росписью и фигурным рокайльным орнаментом. Характерная толщина и отмятость массы, колористическая гамма исторических красок, характер и манера росписи, расположение живописных миниатюр, разработка орнаментального пластического рокайльного декора — свидетельствуют о художественно-стилистическом и технологическом сходствах, дополнительно подтверждающих, что представленная лампа исполнена на старейшем в России отечественном производстве в 1840-е гг. Мастерски исполненный лепной прорезной декор и орнаментальная роспись являются неоспоримыми достоинствами изделия, выделяя его среди других произведений этого круга.
Для декорировки фарфоровых изделий в модной стилистике неорококо художники фарфорового завода часто расписывали фигурные картуши и медальоны предметов изящными флоральными композициями и изображениями птиц, как и на лампе в стиле рококо с прорезным декором. В собрании Гос. Эрмитажа хранятся подобные акварельные композиции, предваряющие контрольную роспись фарфорового изделия: цветовая гамма и королистическое сочетание оттенков, прорисовка лепных рокайлей полностью соответствуют декору на представленной лампе. (Рис. 1,2)
Рис. 1 Декоративные рисунки для росписи по фарфору. Инв. № ЭРР 5128; ЭРР 5127 . Государственный Эрмитаж
Рис. 2 Декоративные рисунки для росписи по фарфору. Инв. № ЭРР 5150; ЭРР 5147 . Государственный Эрмитаж
Богатое, репрезентативное оформление лампы диктует ее предназначение – украшать парадные дворцовые гостинные и залы, оформленные в модном стиле неорококо. (Рис. 3) Историзм, так ярко заявивший о себе в оформлении дворцовых интерьеров, способствовал его стремительному расцвету на Императорском фарфоровом заводе, поскольку необходимость наполнения дворцовых интерьеров произведениями в соответствующих стилях была крайне высока.
Рис. 3. А. А. Редковский. Интерьер Малиновой гостиной в Фонтанном доме Шереметевых. Бумага, акварель. 1860-е гг. Инв. № ЭРР- 675, Государственный Эрмитаж
В середине XIX в. живописное отделение Императорского фарфорового завода находилось в зените славы. Плеяду замечательных мастеров, специализировавшихся на цветочной росписи, возглавлял Ф. Красовский.
Живопись цветов и плодов была и специализацией других «цветошников» – К. Н. Красовского и проч. Они рисовали с натуры, с эстампов или по картинам. О творчестве Ф. Красовского и К. Красовского сохранились самые положительные отзывы: «…можно утверждать, что живых цветов никто и никогда не изображал на фарфоре с большим совершенством, чем Красовские, особенно К. Красовский, развивший свой талант под руководством художников Будэ и Босе, но потом самостоятельно изучивший природу цветов». Творческое наследие Ф. Красовского хорошо известно, прежде всего благодаря его монументальным произведениям: «Бразильская флора» (1850) и «Сибирская флора» (1862), роспись пласта с живописного оригинала Яна ван Хейсума 1722 г. «Цветы» (1861) и пр. Однако художник сочинял и компоновал и более простые цветочные композиции для предметов сервизных ансамблей и убранства интерьеров. В частности, в собрании Эрмитажа хранятся неопубликованные рисунки Ф. Красовского к чайным парам. На них изображены цветочные композиции, близкие по стилистике и манере тем рисункам, которыми украшена лампа с прорезным узором и росписью. Таким образом, можно сделать предположение, что в разработке живописного оформления представленной лампы принимал участие один из самых именитых художников Императорского фарфорового завода — Ф. Красовский.
Ф.И. Красовский. Эскиз росписи фарфоровой чашки. Инв. № ЭРР 5137 . Государственный Эрмитаж
Для Ф. Красовского было важно уметь передать на фарфоре, с учетом специфики материала, тот утончённый вкус в построении композиции, соединенный с блистательным выбором цветовой гаммы. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, гирлянды фруктов. Художник мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности красок, его изображения природы отличаются полной реалистичностью, эти знания и навыки сложнейшей по технологии росписи фарфоровыми красками он передавал вверенным ему живописцам фарфорового предприятия.
Начиная с 1830-х гг. ориентация на культурное наследие разных стран, охватившая всю Европу и Россию, стала на несколько десятилетий главным credo художников, в том числе, и на Императорском фарфоровом заводе. Администрация, стараясь соответствовать вкусам времени, выполняла все пожелания «августейших» заказчиков, расширяя ассортимент изделий. Обобщая уже достигнутое, фарфористы создавали стилистически узнаваемые по своему декоративному решению произведения, оформленные, в том числе, в стиле рококо, которое становится одним из самых ярких художественных направлений историзма. Обращение к французскому искусству середины XVIII в. можно считать и возвратом к истокам европейского фарфора, формирование которого связано с эпохой Людовика XV. Как и в XVIII столетии, неорококо продолжало оставаться камерным стилем, сохраняя черты легкости и изящества. Пластичная, красочная природа этого стиля полностью соответствовала настрою времен маркизы Помпадур и раннего фарфора Винсенна. Творческая палитра мастеров, черпавших вдохновение в эпохе Людовика XV, была настолько неиссякаемой, что они могли оформлять в этом духе десятки ваз, ни разу не повторяясь в избранных приемах.
В этот период на заводе началась новая эра блестящих исполнителей любого монаршего заказа: художники и скульпторы фарфорового предприятия не были носителями оригинальных идей, они высказывались лишь в рамках художественного задания, поскольку в этом фарфоровом «стилистическом многоголосье» заказчик жестко и властно диктовал моду, контролируя все аспекты деятельности своего «казенного» завода. Никто по сравнению с Николаем I так скрупулезно не вникал в тонкости фарфорового дела. И в тоже время только в этот период фарфористы могли так безудержно смело использовать в качестве источников вдохновения памятники разных эпох и народов и комбинировать их со своим художественным видением, лампа в стиле рококо служит блестящим тому подтверждением.
Очевидно, что мастера Императорского фарфорового завода оказались чрезвычайно восприимчивыми к открытиям, настроениям, художественным тенденциям времени, и в конечном итоге, сумев «переплавить» разнородные влияния, выработали свой собственный индивидуальный метод. Далекие от бездумного подражательства или копирования известных памятников, скульпторы и художники создали запоминающиеся «стильные» произведения, обогащенные историческими реминисценциями, к показательным образцам которых относится лампа в стиле рококо с прорезным декором и росписью.
Богато украшенная миниатюрной живописью и орнаментальным сопровождением, лампа в стиле рококо с прорезным декором и росписью является эффектным образцом убранства парадных дворцовых интерьеров и представляют бесспорный интерес на антикварном рынке.
Литература:
1. Императорский фарфоровый завод. 1744 – 1904/ Сост. Н.В. Вольф, С.А.
Розанов, Н.М. Спилиоти, А.Н. Бенуа. Санкт-Петербург, 1906.
2. Кудрявцева Т.В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003.
Хмельницкая Е.С., доктор искусствоведения.