Антикварные тарелки: все, что нужно знать | Аукционный дом Альтерс
Поделиться

Антикварные тарелки: все, что нужно знать

11 Сен. 2023
7 мин чтения

Предметы старины всегда вызывали восхищение и интерес. И это неудивительно, ведь они хранят в себе историю. Взять, к примеру, антикварные тарелки. Когда-то они стояли на столе какой-нибудь семьи. Или если речь идет о декоративных изделиях, украшали чей-то дом. Может быть, они были свидетелями важных исторических событий или сами по себе вышли из-под руки талантливых мастеров с мировым именем. Рассмотрим подробнее, какие антикварные тарелки существуют и насколько они ценны среди коллекционеров.

Немного истории

Если говорить в общем, то тарелки считаются самой старой кухонной утварью. Они появились раньше тех же, к примеру, ложек или ножей. Первые изготавливали из глины еще задолго до нашей эры. До современных тарелок им было далеко. Это был предмет без устойчивого дна и с неровными краями, но он все же хоть как-то выполнял свои функции.

С течением времени люди выяснили, что, если запекать глиняные изделия в печи, они становятся более прочными. Затем научились добавлять пигмент и другие добавки, которые улучшали характеристики готовых тарелок.

Первые тарелки, которые были похожи на привычные нам, появились в Древнем Китае. Именно там мастера изобрели фарфор. Поначалу им пользовались исключительно в декоративных целях, поскольку стоимость одного изделия была непомерно высокой.

В Европе тарелки тоже из-за дороговизны не нашли массового применения. Их ставили на самых видных местах и показывали гостям. И только в самые большие праздники их использовали по назначению.

Приблизительно в 17 веке тарелки стали использовать как обычную кухонную утварь. Однако привычка коллекционировать декоративные изделия осталась. В наши дни на аукционах и в частных коллекциях можно найти тарелки разных эпох. Некоторые из них были изготовлены всего в нескольких экземплярах и имеют высокую ценность. О том, как определить ее, если речь идет о фарфоре, читайте здесь.

Виды антикварных тарелок

Разделение на виды происходит на основании многих параметров.

Материал изготовления

Начнем с дерева. Оно по праву считается первым материалом, который освоил человек. Из него и изготавливали первую посуду. Изначально это были самые простые изделия, в которые клали пищу. Спустя столетия ремесленники научились наносить на них рисунки. Уже тогда они были разной формы и размера.

Популярность деревянных тарелок легко объяснить. Во-первых, они экологичны. Природный материал не оказывает на человеческий организм негативное воздействие. Во-вторых, по словам ценителей посуды такого типа, при подаче в ней каких-либо блюд они приобретают специфический приятный аромат. И, в-третьих, деревянные тарелки имеют презентабельный вид. А если они принадлежат к каким-либо коллекциям, то еще и ценность.

Еще один материал, который использовали и используют сейчас для изготовления тарелок, — глина. Из нее получаются красивейшие керамические изделия. К этому преимуществу можно добавить такую же, как и у дерева, безопасность, термостойкость, повышенную прочность и универсальность в применении.

Особого внимания заслуживают фаянсовые и фарфоровые тарелки, которые являются разновидностями керамической посуды. И те, и другие, как и керамическую посуду, изготавливают из глины. Разница в пропорциях минеральных и неорганических добавок и, естественно, во внешнем виде.

На первый взгляд понять, где фаянсовая, а где фарфоровая тарелка, сложно. Однако при ближайшем рассмотрении можно легко определить фарфор по таким признакам:

  • даже после покрытия глазурью имеет меньшую плотность, чем фаянс, пропускает свет;
  • на донышке обязательно есть непокрытое глазурью шероховатое пятно;
  • издает высокий звук, похожий на звучание хрусталя;
  • обладает большей, чем фаянс, теплопроводностью.

И еще одно различие: фарфоровые тарелки весят на порядок меньше, чем фаянсовые.

Дизайн и роспись

О декорировании антикварных тарелок можно говорить много. Взять, к примеру, фарфоровые и фаянсовые. Как и деревянные, их порой украшали ручной росписью. Но со временем появились десятки различных техник, превращающие обычную посуду в настоящие произведения искусства:

  1. Украшение ангобом. Рисунок наносится на предмет, еще не прошедший обжиг, с помощью тонкого слоя белой или цветной глины. Она может покрывать всю поверхность тарелки или ее отдельные участки. Ангоб не впитывается, поэтому готовый рисунок остается рельефным.
  2. Полив. Изделия поливали жидким стеклом, эмалью или глазурью. Они могли быть и прозрачными, и цветными. Главная особенность этого метода декорирования — непредсказуемость. Даже художник до конца не знает, как будет выглядеть рисунок. Иногда происходит интересное смешивание цветов.
  3. Молочный обжиг. Главное действующее вещество — молоко. Тарелку после полного высыхания погружали на несколько минут в обычное молоко. Оно заполняло собой поры, создавая на поверхности тончайшую пленку. После обжига изделие приобретало красноватый оттенок.
  4. Протирка. Краситель наносили сразу после обжига, но не кисточкой, а губкой. В результате получался необычный рисунок.
  5. Чернение или дымление. Как понятно из названия, для декорирования применялся дым. Тарелки обжигали в коптящем пламени без доступа кислорода. Для образования большого количества дыма использовали смолистые сосновые дрова, опилки, смолы, траву и даже сырой навоз. В результате посуда приобретала глубокий черный оттенок и становилась более прочной.
  6. Украшение рельефами. Это один из самых простых способов декорирования. Тарелки украшали, используя любые доступные штампы, например, шишки, ракушки, лепестки и т. д. Точно так же поверхности придавали фактурность. Только в этом случае применяли кружева или тесьму, а иногда и какие-то ткани.
  7. Процарапывание. Это еще один старинный способ украшения. Все просто: на хорошо высушенное изделие наносили контур, по которому потом с помощью палочки сначала процарапывали, а после прорисовывали рисунок.
  8. Подглазурная и надглазурная роспись. Как понятно из названия, в первом случае сначала наносили рисунок, а потом глазурь. А во втором — в обратном порядке.
  9. Покрытие глазурью. Это техника декорирования, при которой уже готовый рисунок покрывают стеклообразным силикатом. В результате изделие становится более прочным и влагостойким. Оно приобретает глянцевый блеск и яркость. Но есть одно «но». Иногда при последующем обжиге глазурь растекается, в результате чего происходит смешивание красок.
  10. Кракелюр. Это искусственное состаривание поверхности. Для получения такого эффекта тарелки доставали из печи еще горячими. Перепад температуры приводил к образованию трещин. Для закрепления рисунка поверхность покрывали специальным составом и снова отправляли в печь.
  11. Разбрызгивание. Довольно необычный и вместе с тем один из самых простых способов украсить изделий. Подразумевает использование приспособлений, с помощью которых можно сделать брызги. Подойдет даже обычная кисточка. Таким способом хорошо изображать атмосферные осадки.

Часто антикварные тарелки декорированы сразу в нескольких техниках, что повышает не только их презентабельность, но и ценность.

Гжель, городецкая и другие виды росписи

Об антикварных тарелках, украшенных в таких техниках, стоит сказать отдельно, поскольку они пользуются особой любовью коллекционеров.

Начнем с хохломской росписи, которая была известна еще в древнерусском искусстве. Когда точно она появилась, до сих пор неизвестно. Но многие историки считают, что это был 17 век.

Хохломскую роспись не спутаешь ни с чем. Это яркие узоры и орнаменты, выполненные черной краской и киноварью на деревянной основе. Главной особенностью принято считать золоченую основу. Причем, речь о золоте здесь не ведется. Процесс выглядел так:

  1. Тарелку натирали оловянным порошком.
  2. Затем тщательно покрывали олифой и отправляли в печь.

Вследствие воздействия высокой температуры олифа желтела. Через нее просвечивало олово. Так и получалось «золото».

Хохломская роспись бывает нескольких видов:

  1. Верховая. Выполняется на серебристой поверхности. Сначала мастер накладывает основной рисунок, а потом, используя красный и черный цвета, добавляет завитки, капельки и другие мелкие детали.
  2. Под фон. На поверхность тарелки сначала наносили контур будущего орнамента, а затем заливали фон черным красителем.

Орнаменты тоже могут быть разными. Особой популярностью пользовались «травка», «пряник» и «кудрина». В первом случае особое внимание уделяли вырисовыванию травинок, во втором — росписи какой-то геометрической фигуры, например, квадрата или ромба, а в третьем — нанесению завитков на красный или черный фон.

Не менее популярными являются и антикварные тарелки с гжельской росписью, получившей свое название от села Гжель, в котором были залежи гончарной глины. Она-то и стала основой для создания русского фарфора.

Изначально посуда, в том числе и тарелки, с гжельской росписью были признаком богатства и статусности их владельца. Однако позже получили массовое применение. Характерной чертой таких изделий являются сложные цветочные орнаменты, выполненные в синем, черном и золотистом цвете.

Вместе с хохломской и гжельской популярностью пользуется антиквариат в технике городецкой росписи. Для него характерны такие черты:

  1. Рисунок наносится свободным мазком.
  2. Чаще всего на тарелках и другой посуде изображены какие-то сюжеты, чаще всего из жизни провинций.
  3. В процессе используют яркие краски и контурная обводка элементов.
  4. Роспись обычно делали без набросков.
  5. На картинах часто изображены барсы, львы, кони и другие животные, а также птицы.

Из цветов в городецкой росписи преобладают синий, красный, зеленый и черный. Также используют охру, красный, розовый, синий, белый, зеленый и т. д.

Антикварные тарелки пользовались популярностью раньше и не утрачивают ее сейчас. И дело не только в том, что они относятся к предметам старины. Большинство изделий изготовлены из высококачественного материала и декорированы в необычных техниках. Многие коллекционеры готовы отдать за них немалые деньги. Больше информации о коллекциях, например, о фарфоровых изделиях России, вы можете найти здесь.

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться