Фарфор всегда пользовался особой популярностью, и не только среди простых обывателей, но и среди коллекционеров. Это касается только настоящего фарфора, а не дешевых подделок, выдаваемых за оригинал. Именно за него истинные ценители готовы отдать суммы, исчисляемые десятками и сотнями тысяч, а порой даже миллионами. В связи с этим возникает логичный вопрос: как определить стоимость фарфоровых изделий на аукционе и не ошибиться с выбором?
Первыми фарфоровые изделия изготовили в Китае. Они не только придумали необычный материал, но и научились делать из него посуду, статуэтки и различные украшения.
В России фарфор также был популярен. Екатерина II даже дала указание обустроить для него специальное помещение.
Интересно, что китайцы тщательно хранили секрет изготовления удивительного материала. Поэтому европейцам не оставалось ничего другого, как пытаться создать его самостоятельно. Так и появилось несколько видов фарфора. К примеру, они изготовили фарфор Медичи. Выглядел он, конечно, не так презентабельно, как китайский, и в процессе обработки часто деформировался. Но в целом получился очень даже неплохо. А если учесть, что до него приходилось нередко пользоваться обычными глиняными кружками, то недостатки казались незначительными.
На сегодняшний день существует несколько видов фарфора. Помимо твердого, мягкого и костяного, специалисты выделяют еще пять:
Другие интересные факты о фарфоре, видах росписи и правилах ухода читайте здесь.
Можно сказать, что весь настоящий фарфор ценен сам по себе из-за сложности изготовления. А если изделие принадлежит к редкой коллекции или какому-то определенному историческому периоду, его ценность возрастает в несколько раз.
В других статьях мы уже рассматривали изделия, которые пользуются особым спросом. Стоит добавить еще несколько:
О том, какой именно завод изготовил тот или иной товар, можно определить по клейму. Однако не только эта информация влияет на ценность. Большое значение имеет тиражность. Хотя коллекционеры готовы отдавать немалые суммы и за продукцию, выпущенную массовым тиражом. Но только в тех случаях, когда от коллекции остается всего несколько экземпляров.
Об этом виде фарфоровых изделий стоит сказать отдельно. Их практически всегда украшали рельефом и росписью. Отдельные элементы либо закрепляли на основной части, либо сразу отливали вместе с ней. Чаще всего использовался декор в стиле флористики или анимализма (изображение животных).
Роспись наносили в основном кистями или пером. Мастера использовали две технологии. При надглазурной рисунок наносили эмалью после повторного обжига. А при подглазурной — перед обжигом. Благодаря этому изображение сохраняло свой первоначальный вид на протяжении десятилетий.
Перед тем, как выпустить изделия в серийное производство, несколько экземпляров авторы создавали собственноручно. Среди них прославилась Аста Бржезицкая, из-под руки которой вышло больше 500 статуэток, изображавших животных и героев различных художественных произведений.
Еще один известный мастер работал на Ленинградском фарфоровом заводе. Борис Воробьев придумал целую серию изделий по мотивам произведений Гоголя. Самыми плодотворными в его жизни оказались 50-е годы прошлого столетия.
Довольно интересные работы у Нины Малышевой, сотрудницы Дулевского завода. Она уделяла много времени детализации персонажей, в том числе выражению их лица, элементов одежды и прически.
Коллекционеры составили список изделий, которые пользуются особой ценностью:
Это лишь несколько примеров. Существуют другие интересные изделия и коллекции, которыми желают обладать сотни коллекционеров по всему миру. Какие-то из них можно приобрести на аукционах, а какие-то остались в единичном экземпляре и выставлены в известных музеях. Подробнее о них читайте здесь.
Из чего складывается ценность фарфоровых изделий на аукционах? Есть несколько важных моментов:
Начать стоит с редкости. Изделие, выпущенное тиражом 100-200 шт., естественно, ценится выше, чем выпускаемое массовыми тиражами. Возрастает цена и у предметов ручной работы, с оригинальной росписью и рисунком, с лепными декоративными элементами и т. д.
Коллекционеры особое внимание уделяют фарфору, который хорошо сохранился, не имеет трещин и сколов, не проходил реставрацию. В особенности это касается тех изделий, которыми планируют пользоваться.
На аукционах высокую цену готовы заплатить за предметы, у которых есть история. Они могут быть изготовлены в какой-то интересный исторический период или, например, в прошлом принадлежали людям с мировым именем. Многие коллекционеры специально ищут продукцию, относящуюся к определенному времени.
Не стоит забывать и о клейме. Наличие заводского клейма — один из влияющих на цену факторов. То же самое касается его качества. Но стоит помнить, что на авторские изделия клеймо наносили вручную, поэтому вряд ли оно будет ровным, как при нанесении штампом.
Неопытные коллекционеры часто добавляют в этот список тонкость и легкость фарфора. Однако эти свойства не всегда прибавляют ценности. Очень многие изделия специально утолщали для повышения прочности. Даже в известном выражении о том, что фарфор должен быть как яичная скорлупа, говорится не о толщине: речь идет о способности пропускать сквозь стенки воздух и свет.
В годы, когда фарфор был особенно популярен, для его изготовления использовали массу с особым составом. В современном же фарфоре много синтетических добавок, из-за чего готовые изделия могут менять цвет, терять светопропускную способность. Также у них более толстые стенки, большая масса и показатели плотности. По словам специалистов, антикварный фарфор «живой» на ощупь, а современный — безжизненный.
И это не единственное отличие. Другими признаками качественных фарфоровых изделий являются:
Признаком антиквариата также является размер. Дело в том, что все точные данные указаны в специализированной литературе. Используя их, мошенники изготавливают копию, которая впоследствии отправляется на обжиг. И во время обжига она становится меньше. Получается, что оригинал больше копии примерно на 15-20%.
Чаще всего фарфоровые изделия путают с фаянсовыми. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, нужно знать разницу между этими материалами.
Начать стоит с процесса их изготовления и состава. Основное вещество и фарфора, и фаянса — каолин. Но во втором случае глины больше, чем других компонентов, из-за чего снижается температура обжига. Готовое изделие имеет более рыхлую структуру, а это значит, что у него меньше прочность и хуже декоративные свойства.
В отличие от фаянса, фарфор плотный, и даже при небольшой толщине способен выдерживать механическое воздействие. Также он не впитывает и не пропускает воду.
Перечень других различий выглядит так:
Еще одно отличие — рисунок. Как сказано выше, у фаянса пористая структура, поэтому рисунок получается расплывчатым. Это не так сильно бросается в глаза, но, если присмотреться, разницу заметить можно. К тому же на фаянсовых изделиях практически никогда нет изображений с мелкими деталями.
Многие коллекционеры покупают антикварные фарфоровые изделия на аукционах. Некоторые из них проводятся в классическом варианте, а некоторые — онлайн, без личного присутствия участников. Ставки можно делать по телефону, зайдя на официальный сайт аукциона или через мобильное приложение. Для этого достаточно пройти несложную регистрацию и выбрать лот.
Еще до начала аукциона все лоты можно посмотреть на демонстрационной выставке. Это отличная возможность рассмотреть детали. Обычно в самом начале торгов ведущий объявляет цену, которую можно будет повышать на оговоренную заранее сумму. После покупки участнику придется выплатить комиссию аукционному дому и, если торги проводились за границей, оплатить таможенные сборы.
Для того, чтобы аукцион принес удовольствие, согласно словам опытных коллекционеров, нужно покупать не те изделия, которые потом получится выгодно продать, а те, которые «запали в душу». Итого, ценность фарфоровых изделий определяется многими факторами, и в первую очередь это возраст и уникальность. Чем старше, например, статуэтка, и чем меньшим тиражом выпускалась, тем дороже она будет стоить. Также ценность зависит от сохранности, вида росписи, детализации и т. д. Есть предметы, которые стоят дороже других из-за принадлежности к определенному временному периоду. А есть и те, которые выпускали в единственном экземпляре, с уникальным рисунком и авторским знаком.