№4. История Сбербанка. Из собрания Б.А. Хайкина | Аукционный дом Альтерс

№4. История Сбербанка. Из собрания Б.А. Хайкина

Аукцион завершен. 28 апреля 2022 в 14:00 • Предаукционная выставка: c 18 апреля 2022 в 11:00

Семёновская наб., д.3/1 корп. 3

Об аукционе
Лоты
Фильтры
Очистить фильтр
Стартовая цена
Значки и знаки
Антикварное оружие
Боны, ценные бумаги
Книга художника
История Сбербанка
Церковное искусство
История космонавтики
Антикварная бумага
Букинистика
Искусство стран Азии
Иконы
Живопись и графика
Декоративно-прикладное искусство
Очистить фильтр
Применить фильтр
Фильтр

Аукционный дом «Альтерс» представляет вашему вниманию коллекцию документов и предметов, связанных с историей сберегательного дела в России.

Все лоты происходят из собрания Бориса Абрамовича Хайкина, который с 1995 года по 2010 год работал в системе Сбербанка России. Материалы коллекции неоднократно экспонировались в разных отделениях Сбербанка России. В 1999 году, когда был создан музей сберегательного дела в России при Сбербанке, часть дублетных материалов была передана туда Борисом Абрамовичем.

В состав коллекции входят сберкнижки, копилки, памятки вкладчику и многие другие материалы, связанные с рекламой сберегательного дела

Советская история сберкасс началась, по существу, во времена нэпа постановлением СНК от 26 декабря 1922 года «Об учреждении государственных сберегательных касс» «в целях предоставления трудовому населению возможности безопасного и выгодного хранения денежных сбережений и свободных средств». Привлеченные средства предназначались для народного хозяйства. Ставка делалась на мелкого вкладчика, на предоставление ему максимального количества услуг. В новых условиях трудовые сберкассы должны были максимально привлекать средства населения из «кубышек» и «чулков».

Был выпущен целый ряд агитизданий. Только в 1924-1925 годах вышел в свет 31 вид изданий общим тиражом 12 млн. экземпляров – плакаты, листовки, брошюры, табель-календари, агит-пьессы, тезисы докладов, лозунги и т.д. В наши дни даже трудно представить, насколько интенсивно, ярко, талантливо проводилась в те годы рекламная компания гострудсберкасс. Выходил специальный журнал, своего рода справочник по сберегательному делу, была выпущена кинокомедия «Чудесная книжка», рекламные лозунги украшали упаковки табачных и кондитерских изделий, почтовые конверты и открытки, конверты для грампластинок, обложки журналов и газет. Активно использовались различные виды наружной рекламы – щиты, вывески, световая реклама, на пяти тысячах железнодорожных станций и пароходных пристаней расклеивались рекламные плакаты. Этот список можно продолжать и продолжать… Например, на фантике от знаменитой конфеты «Мишка косолапый» была надпись: «Если хочешь кушать мишку, заведи себе сберкнижку!» А какие красивые выходили «Памятки вкладчика»! Это маленькие книжечки с двенадцатью страничками по количеству месяцев, выпускавшиеся в 1928-1929 годах. На каждой страничке был календарь на очередной месяц и описание одной из услуг, предоставляемых сберкассами. Обложки этих памяток оформляли лучшие художники-плакатисты — так одну из них с лозунгом «Кто куда, а я в сберкассу!» оформил блестящий художник Михаил Буланов. Многие такие обложки и рекламы из журналов превратились в плакаты, которые формировали имидж нашей страны. В предлагаемой коллекции десять различных памяток двадцатых годов – такого разнообразия нет даже в музее Сбербанка!  А десятки журнальных обложек! После войны на задней обложке «Огонька» появились широко улыбающиеся мужчины и женщины, казалось, сошедшие с обложек американских журналов.

Одной из главнейших функций сберкасс двадцатых годов было привлечение мелкого вкладчика. Основных направлений было несколько. В первую очередь сберегательные карточки и копилки.

Сберегательные карточки появились еще до революции. Смысл был в том, что сберкассы выдавали эту сберегательную карточку, на которую нужно было наклеивать марки. Марки были разных номиналов, от 1 копейки до 10 копеек. Когда сумма достигала 1 рубля, карточку можно было сдать в сберкассу, и на счет записывался 1 рубль. Основными собирателями таких карточек были школьники. Для них даже выпускались специальные школьные сберегательные карточки, в верхней части которых была пословица: «Береженая копейка рубль бережет!». Очень мудрая мысль: не всякая копейка рубль бережет, не украденная, не выпрошенная, не случайно найденная, а именно береженая! Так у школьников воспитывались такие качества как бережливость, уважение к деньгам.

Второе направление – это сбережение с использованием копилок. Копилки украшались различной рекламой сберкасс. Они выдавались на руки, но были на замке, а ключ оставался в сберкассе. Когда копилки наполнялись, их приносили в сберкассу, в присутствии владельца работник сберкассы открывал копилку и пересчитывал деньги, а сумма заносилась на счет. Понятно, что основными собирателями денег в копилках тоже были дети, терпения иногда не хватало, и копилка ломалась, чтобы достать деньги. Поэтому экземпляры в хорошей сохранности редки, а с ключами почти не находимы, так как копилки и ключи хранились в разных местах.

Все это и многое другое предлагается вашему вниманию на нашем аукционе.

Топ-лоты аукциона

Сергей Чистяков Куратор аукциона
Генеральный директор. Эксперт отдела антикварной бумаги и букинистики. Аукционист
E-mail:info@altersauction.ru

Опыт экспертной деятельности: с 2005 года.

Опыт проведения аукционов: с 2005 года.

Российский историк и культуролог, кандидат исторических наук. Выпускник факультета истории искусств и Центра библеистики и иудаики РГГУ (2004).


Подробнее

Подписаться на рассылку

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться