6 декабря 1949 года, всего чуть больше чем через месяц после провозглашения Китайской Народной Республики, председатель ЦК коммунистической партии Китая Мао Цзэдун начал свой первый официальный визит в СССР, продолжившийся более чем два месяца до середины февраля следующего года. Рано утром 16 декабря поезд с китайской делегацией прибыл на Северный вокзал советской столицы, где высокопоставленных гостей встречали Вячеслав Молотов и Николай Булганин, а уже 21 декабря Мао присутствовал на праздновании 70-летия Сталина в Большом театре, которое открыл Николай Михайлович Шверник – тогдашний Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
22 декабря Мао Цзэдун обратился к Сталину с просьбой об организации встреч с рядом руководителей партии и советского правительства, в числе которых китайский лидер упомянул и Николая Шверника. Встреча Шверника и Мао Цзэдуна состоялась уже в новом году – 11 января, незадолго до отъезда Мао в Ленинград.
9 февраля 1950 года прошёл приём в Большом Кремлевском дворце, который Николай Михайлович Шверник устроил честь Мао Цзэдуна. На приёме присутствовали глава китайского правительства Чжоу Эньлай, прибывший в Москву 20 января, посол КНР в Москве Ван Цзасян и другие члены делегации, а также главы дипломатических миссий и министры торговли большинства социалистических стран. С советской стороны присутствовали члены правительства, представители общественности, прессы, деятели науки и искусства. В столовую, где был накрыт стол для руководителей СССР и Китая, Шверник и Мао проследовали вместе.
16 февраля И.В. Сталин дал обед в честь высоких гостей, на котором присутствовал узкий круг руководителей двух стран. В этот же день Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай «в знак признательности проведённых дружественных дней» преподнесли Николаю Михайловичу Швернику, с которым, как можно предположить, у китайских лидеров за время пребывания в Советском Союзе сложились весьма тёплые, доверительные отношения, персональный подарок – удивительную по мастерству исполнения композицию из слоновой кости.
Ставшая традиционной резьба по кости «шар в шаре», поражающая филигранностью работы и требующая многих лет кропотливого труда, появилась в Китае в XVII веке. Центром по производству многослойных ажурных шаров в то время становится город Гуанчжоу (Кантон), откуда пошло ещё одно название подобных предметов – «кантонский шар». Мастера последовательно вырезали идеальные по форме шары из цельного куска кости, добиваясь того, что каждый шар, число которых может доходить до нескольких десятков, вращался независимо друг от друга.
Уже в XX веке «кантонский шар» становится дорогим и желанным подарком лидерам зарубежных стран. Необходимо отметить, что подобная резная композиция была преподнесена членами Новодемократического союза молодежи Китая И.В. Сталину и стала одним из самых популярных экспонатов на Выставке подарков советскому вождю в Москве в 1949-1953 годах.
Композиция «шар в шаре» на основании, украшенном сквозной ажурной резьбой, драконами, фигуркой птицы, преподнесённая в феврале 1950 года Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем Николаю Михайловичу Швернику более 70 лет бережно сохранялась в семье Николая Михайловича и лишь в 2020 году попала в одно из крупных отечественных частных собраний.
Уже совсем скоро за обладание этим уникальным произведением искусства и личным подарком овеянных легендами великих лидеров Китая смогут побороться участники аукциона изобразительного и декоративно-прикладного искусства аукционного дома «Альтерс», в коллекцию которого вошёл этот шедевр, став её подлинным украшением, наряду с другими выдающимися произведениями живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, представленными на торгах.