Розанова Ольга Владимировна. Супрематическая композиция. 1916 – 1917 годы. Из собрания И.В. Качурина | Аукционный дом Альтерс
Розанова Ольга Владимировна. Супрематическая композиция. 1916 – 1917 годы. Из собрания И.В. Качурина.

Описание

Розанова Ольга Владимировна (1886-1918).

Супрематическая композиция. 1916 – 1917 годы.

Бумага на картоне, гуашь. 33х24,5 см.

В левом нижнем углу авторская подпись.

Искусствоведческие экспертизы Е.М. Жуковой и В.Н. Терёхиной. Технологическая экспертиза экспертного фонда «ТЕХЭКО» (А.А. Арзамасцев, Е.А. Любавская).

Провенанс: из собрания А.Е. Кручёных (по заключению В.Н. Терёхиной), позже в собрании И.В. Качурина.

По цветовому и композиционному решению, использованию простых геометрических фигур представленная «Супрематическая композиция» стилистически близка к произведениям Ольги Розановой времени её участия в деятельности общества «Супремус», основанного Казимиром Малевичем. К таковым можно отнести, в частности, «Полёт аэроплана» (1916, Самарский областной художественный музей), «Супрематизм» (1916, Нижегородский государственный художественный музей), «Супрематизм» (1916, Нижнетагильский музей изобразительных искусств), «Супрематизм» (1916-1917, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Цветная композиция. Цветопись» (1915-1917, Тотемское музейное объединение, г. Тотьма, Вологодская обл.), «Супрематизм» (1916, Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева, Алма-Аты), «Супрематизм» (1916, Слободской музейно-выставочный центр, Кировская обл.), «Супрематизм» (1916, Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Беспредметная композиция» (1917, Азербайджанский государственный музей искусств им. Р. Мустафаева, Баку), эскизы супрематических композиций (собрание А. Федоровского, Берлин), беспредметные композиции (Культурный фонд «Центр Харджиева-Чаги», Стеделийк музей, Амстердам).

Супрематический период в творчестве Розановой охватывает конец 1915 – 1917 год. К этому времени относятся работы в которых нашёл наиболее полное воплощение собственный вариант супрематизма художницы, главенствующую роль в котором играл цвет. Разнообразие цветовой гаммы порождает и большое число геометрических форм, используемых Розановой в своих произведениях. «Розанова добивается особого живописного эффекта благодаря контрасту, диссонансу, внезапно возникающему созвучию цветовых сочетаний, которые определяют ритм, динамику и настроение её беспредметных произведений» (Гурьянова Н.А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. М., 2002. С. 155-156). Сама Ольга Розанова отмечала в своей программной статье «Кубизм. Футуризм. Супрематизм» (1917): «Супрематизм отказывается от пользования реальными формами для живописных целей, ибо они, как дырявые сосуды, не держат цвет, и он в них расползается и меркнет, придушенный случайностью их простоты и сложности, не всегда соответствующей данному цветовому изображению. Изобразительный знак природы [сам по] себе довлеет… Мы создаём качество формы в связи с качеством цвета».

Розанова Ольга Владимировна (1886 – 1918) – русский живописец, график, поэт. Училась в Москве – в Училище живописи и скульптуры А.П. Большакова (1904–1906) и Школе рисования и живописи К.Ф. Юона и Н.П. Ульянова (1907–1910). В 1910 году познакомилась с Н.И. Кульбиным, М.В. Матюшиным и Е.Г. Гуро, стала одним из организаторов «Союза молодёжи» (автор манифеста общества, 1913). В 1911 году переехала в Санкт-Петербург, где сблизилась с другими деятелями руссского авангардизма (в частности, с П.Н. Филоновым, В.В. Маяковским, В. Хлебниковым). В этот период создаёт картины в стилистике кубофутуризма, цикл картин и цветных гравюр «Игральные карты». В 1913–1915 годах оформляла книги и альбомы поэтов-футуристов («Игра в аду» А.Е. Кручёных и В. Хлебникова, 1914, и многие другие). В 1915 году вошла в круг единомыш-ленников К.С. Малевича, стала членом общества «Супремус» (1916). Работы Розановой в духе супрематизма отмечены интенсивностью цвета и декоративностью («цветопись», по определению художницы). Автор программных статей о современном искусстве. В своём поэтическом творчестве прошла путь от подражания С.Я. Надсону до экспериментов в духе зауми (под влиянием А.Е. Кручёных). В 1918 году член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.

Качурин Игорь Васильевич (1921 – 1988) – известный московский коллекционер графики, библиофил.

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться