(Мастерская Емельянова) Икона «Воздвижение Честного Креста Господня». Россия, мастерская иконописц | Аукционный дом Альтерс
(Мастерская Емельянова) Икона «Воздвижение Честного  Креста Господня».  <br>Россия, мастерская иконописца Емельянова Николая Сергеевича, 1900-1910-е годы.

Описание

Дерево; левкас, темпера, золочение.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, потертости. Пометы от руки карандашом на боковине: Емельянов Н.

Размеры: 26,5 х 22 см.

Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня (день памяти – 27 сентября) – имело место в царствование Императора Константина Великого. Мать Константина, Елена отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого явилось для Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении Креста. Согласно наиболее древней Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Емельянов Николай Сергеевич, иконописец и реставратор 2-й пол. XIX в.- 1-й пол. XX в., владелец иконописной мастерской в Москве, на ул. 1-я Рогожская, д. 29. Вероятно, обучался в Палехе. Являлся членом Об-ва возрождения художественной Руси. На бланке его мастерской 1914 г. указано, что им созданы иконостасы в Царскосельский и Петербургский «юбилейные» соборы (т. е. возведенные в память 300-летия царствования Дома Романовых).

В 1909 г. Е. написал иконы «в духе XVII века» для иконостаса временной ц. во имя прп. Серафима Саровского «собственного Его Императорского Величества конвоя и сводного пехотного полка». В 1911-1912 гг. работал над иконами для иконостаса верхнего храма государева собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе освященного в 1912 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых. Пятиярусный иконостас был выполнен по проекту Покровского на московской фирме И. П. Хлебникова.

Вместе с московскими мастерами, выходцами из Мстёры, поставщиком двора Его Императорского Величества В. П. Гурьяновым, братьями М. О. и Г. О. Чириковыми, М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Е. участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге.

В 1912 г. Е. был награжден медалью «За усердие», также получил серебряную медаль на владимирской ленте за иконописные работы в Феодоровском соборе в Царском Селе. Кроме того, иконописец был удостоен «личной благодарности» имп. мч. Николая II.

Судя по сохранившимся произведениям, Емельянов ориентировался преимущественно на образцы древнерусского искусства. Его работы свидетельствуют о владении художественными приемами и техникой древнерус. иконописи, скорректированными под влиянием стиля модерн, о знании традиц. иконографии, о достаточно высоком уровне профессионального мастерства.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться