Фарфор, роспись эмалевыми красками.
Марки: хромом «АIII 92» под короной, в тесте художника «И», черным от руки «1907».
Размеры: высота – 13 см, диаметр верха – 12,5 см, окружность тулова 53см.
Состояние: в коллекционной сохранности.
Ваза -аналог «Павлины» находится в собрании в Государственного Эрмитажа, опубликована в каталоге «Рудольф Вильде (1868-1938). Фарфор, стекло, графика»/ Издательство Государственного Эрмитажа, СПб: 2018. С. 1, 74-75.
Ваза «Павлины» – одна из самых гармоничных в творчестве Рудольфа Вильде.
Для Вильде всегда было важно гармоничное сочетание формы и декора, и здесь интересно обыграна форма вазы, напоминающая бочонок.
Большую часть вазы занимает круговая композиция из павлинов, сидящих на растительных побегах.
Мотив сказочной птицы получил развитие ещё в двух проектах 1907-1908 годов – для ваз «Жар-птица» и «Райская птица». Вазы «Павлин» и «Жар-птица» были отмечены среди наиболее удачных предметов, изготовленных в 1907 году. Вся серия ваз с фантастическими птицами была представлена на поднесение к Рождеству 1908 года императорской семье.
Павлин в разных традициях обозначает изобилие, бессмертие, бесконечное многообразие мира; он связан с символикой Мирового дерева, ветви которого соотносятся с небом, ствол – с земным миром, а корни – с преисподней. В эскизах стилизованных орнаментов для росписей эмалями Вильде рисовал павлина (райскую птицу) на ветках дерева.
Вильде, Рудольф Фёдорович (Wilde, Rudolf; 1868-1938, Курляндская губерния).
В 1900 году окончил Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, которое командировало его на 2 года за границу, где он продолжил обучение в частных художественных мастерских Парижа и Мюнхена. С 1902 года занимался оформлением интерьеров (росписи Елисеевского дома на Мойке), копировал произведения прикладного искусства для изданий, готовил рисунки для Кустарей Сергиевского посада,
участвовал в конкурсах и выставках, в частности, ежегодных конкурсах Императорского фарфорового завода.
В 1905 году поступил на завод в качестве рисовальщика-композитора. С 1906 года стал заведующим живописной мастерской завода; одновременно возглавлял рисовальные классы Императорских заводов. В 1923 г. — заведующий живописной мастерской. Выполнил множество эскизов для агитационного фарфора. В 1938 году перешел на Волховский фарфоровый завод заведующим художественной частью.
Выставки: 1925, Париж — Международная выставка декоративных искусств; 1932 г., Ленинград — Юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет»: вазы «Пейзаж» 1927 г. в исполнении А. Большакова. 1937 г., Ленинград, Государственный Русский музей — Выставка русского и советского фарфора.